Махинации со ставкой ЛИБОР: что ждет финансовую систему?

Автор
Махинации со ставкой ЛИБОР: что ждет финансовую систему?

Управление по расследованию финансовых преступлений начало расследование махинаций мировых банков в отношении установления ставки ЛИБОР.

Этот показатель используется во всем мире как ориентир для установления процентных ставок по финансовым продуктам, в том числе по ипотечным кредитам, корпоративным облигациям, товарным фьючерсам. В течение последних 26 лет ЛИБОР (London Interbank Offered Rates) является эталоном для исчисления стоимости кредита и условий сделок для мирового финансового рынка, объем которого достигает нескольких сотен триллионов долларов. Однако, как выяснилось только сейчас, эта ставка подгонялась банками под собственные нужды.

Размер ЛИБОР определяется в лондонском Сити ежедневно на основании данных, предоставляемых группой из двух десятков банков. Каждое утро они направляют в Британскую банковскую ассоциацию свои оценочные данные о размере процентной ставки, по которой они готовы предоставить другому фининституту кредит. Банковская ассоциация, используя специальную систему подсчета, ровно в 11:00 по лондонскому времени озвучивает ставку ЛИБОР. Она касается доллара, евро и еще восьми наиболее влиятельных валют, а также 15 самых популярных облигаций. Фактически, ЛИБОР определяет "стоимость денег" в каждый отдельный день, так как устанавливает ссудный процент по кредитам.

Влияние ЛИБОР настолько велико, что на его основе исчисляет стоимость кредита практически весь современный деловой мир - от России до Австралии. И при этом ЛИБОР в течение длительного времени являлся объектом манипуляций. Наиболее заинтересованы в них были две категории игроков: это банковские трейдеры, которые получали в зависимости от размера ставки дополнительную прибыль, и руководство банков, которое использовало ЛИБОР для защиты своих позиций на мировом финансовом рынке. Согласно британским СМИ, у властей страны есть информация, согласно которой фининституты "подтасовывали" уровень ставки с 2005 года. Однако ряд источников говорят и о более ранних сроках.

"Банковский мир вступил в небывалый для себя кризис, все последствия которого невозможно сейчас предсказать, - заметила в этой связи радиостанция Би-би-си. – ЛИБОР является настолько широко используемой ставкой, что практически каждый житель планеты получит, видимо, в ближайшее время возможность подать иск на любой из банков, который будет признан виновным в манипуляции лондонской ставкой".

По оценке экспертов, неблаговидные действия международных банков при определении ЛИБОР нанесли инвесторам общий ущерб в размере почти 47 млрд долларов.

Как явствует из обнародованного в Лондоне заявления SFO, "решение начать официальное расследование принято директором Управления Дэвидом Грином" после предварительного изучения фактов в свете того, что органы финансового контроля США и Великобритании оштрафовали Barclays на 450 млн долларов за махинации при определении ставки ЛИБОР. Однако решающее значение для начала такого расследования, констатируют эксперты лондонского Сити, имело мощное давление со стороны политических и общественных кругов, вкладчиков, возмущенных действиями банковской отрасли. Созданное правительством в 1988 году независимое SFO занимается расследованием особо тяжких преступлений в финансовой сфере в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии. Средняя продолжительность проведения таких расследований, как свидетельствуют британские СМИ, составляет 2-4 года.

По утверждению его критиков, Управление, призванное защищать целостность рынка Соединенного Королевства, на протяжении ряда лет не контролировало установление ЛИБОР. Два года назад руководство SFO отказалось от разбирательства дела по установлению межбанковской кредитной ставки, ссылаясь на нехватку средств и кадров. Теперь ситуация изменилась, и в интересах расследования SFO обратилось впервые за свою 24-летнюю историю за помощью к британскому Управлению финансовых служб - независимому неправительственному органу, подотчетному Минфину, который осуществляет регулирование и контроль за финансово-инвестиционной деятельностью. УФС эту просьбу сейчас рассматривает.

По словам первого заместителя министра финансов страны Дэнни Александера, "возникло множество вопросов в отношении того, как определялась эта ставка, и теперь сотрудникам банков предстоит дать на них ответы". Правительство Великобритании, по словам Александера, "обеспечит SFO всеми необходимыми ресурсами для проведения всестороннего расследования". "Хотелось бы, чтобы Управление выявило виновных и предъявило им обвинения", - добавил замминистра.

"Такое расследование следует только приветствовать, - отмечает влиятельное издание деловых кругов Великобритании - газета Financial Times. - Это необходимо для восстановления доверия к банковскому сектору и направления кредитных средств в реальную экономику. Банкам надо давать решительный отпор в случае нарушения ими правил".

Ситуация со ставкой "ставит самые серьезные вопросы в отношении работы банков и делает необходимым привлечение к ответственности тех, кто нарушает правила", подчеркивает Financial Times. "С учетом масштабов британского финансового сектора, это - важное дело, которое отвечает интересам всей страны", - добавляет издание.

С началом официального расследования, констатировали британские эксперты в интервью телеканалу Sky News, "ситуация вокруг скандала приобрела совершенно иной характер". "Если раньше речь шла о действиях банков с абстрактными фигурантами дела, то теперь следствие займется непосредственными участниками махинаций". Однако о конкретных лицах, которые могут проходить по этому делу, пока не сообщается.

В разгорающийся скандал оказались втянуты 20 крупнейших финансовых институтов, участвующих в определении межбанковской кредитной ставки. Среди них - американские CityGroup и JP Morgan, британские Barclays, HSBC и Royal Bank of Scotland, германский "Дойче банк" и швейцарский UBS. Сейчас расследования в отношении них ведут контрольные и следственные органы Великобритании и США, а также Еврокомиссия и Управление по финансовым услугам Японии.

В свою очередь, Еврокомиссия и Швейцария проводят сейчас расследование на предмет существования незаконного банковского траста, на базе которого устанавливался ЛИБОР по евро и швейцарскому франку. По сообщениям из Канады, один из финансовых институтов, обратившийся за иммунитетом от возможного преследования, также сообщил, что его сотрудники пытались воздействовать на размер ЛИБОР совместно с коллегами из ряда крупнейших западных банков.

"Шестерни и механизмы расследования сейчас движутся медленно, но неумолимо. В ближайшие месяцы следует готовиться к новым и скандальным разоблачением в связи с ЛИБОР", - заявил специалист из лондонского Сити. Он не исключил, что речь может идти о крупнейшем за всю современную экономическую историю сговоре банков в целях манипулирования мировой эталонной ставкой по кредитам.

Со времени обнародования деталей скандала стоимость активов Barclays на фондовом рынке упала на 3,7 млрд фунтов (более 5,7 млрд долл.). На волне скандала в связи с Barclays в отставку ушел его глава американец Боб Даймонд. Объявляя об отставке, которая сразу же вступила в силу, Даймонд подчеркнул, что в своих решениях всегда руководствовался интересами банка, но, вместе с тем, ни одно из этих решений не было для него столь трудным, как уход с должности. Он заявил, что не мог поступить иначе в условиях, когда "внешнее давление на банк достигло такой силы, что поставило под угрозу его бизнес". В то же время банкир выразил удовлетворение тем обстоятельством, что механизмы управления этим финансовым институтом остаются в руках "чрезвычайно талантливой команды менеджеров".

Вслед за главой Barclays этот банк покинул еще один из его руководителей: с поста начальника операционного управления банка ушел Джерри дель Миссьер. Данное решение также немедленно вступило в силу. Дель Миссьер, который работал в Barclays на протяжении 15 лет, был назначен на эту должность в минувшем месяце.

Функции временно исполняющего обязанности главы Barclays после отставки Даймонда перешли к председателю правления банка Маркусу Эйджиусу, который незамедлительно также заявил об уходе с должности. Но, в отличие от Даймонда, решение о его отставке вступает в силу не в момент объявления, а по завершении процесса передачи полномочий новой администрации банка. Эйджиус указал, что покинет свой пост сразу после прихода нового исполнительного директора банка. Согласно его признанию Sky News, на протяжении примерно двух лет он был осведомлен о реальной ситуации с ЛИБОР.

Как явствует из обнародованных в Лондоне внутрибанковских документов, к махинациям в отношении определения процентных ставок межбанковского кредитования могут быть причастны и представители Банка Англии. В записке от 2008 года по итогам встречи с заместителем главы британского Центробанка Полом Такером Даймонд сделал вывод о том, что Такер поощрял Barclays на изменение кредитной ставки с целью представить банк в лучшем свете в условиях финансового кризиса в мире. При этом, по свидетельству Даймонда, Такер дал понять, что это делалось по просьбе одного из представителей правительства.

Эти отставки последовали под давлением общественного мнения, инвесторов и были решительно поддержаны правительством Великобритании. "Это верное решение как для банка Barclays, так и для всей страны", - заявил министр финансов Соединенного Королевства Джордж Осборн. Он также назвал отставку Даймонда "первым шагом на пути к новой культуре ответственности в деятельности британского банковского сектора". Осборн также дал понять, что страна нуждается в том, чтобы банк Barclays оставался сильным финансовым институтом, который бы предоставлял кредиты и оказывал поддержку в посткризисном восстановлении британской экономики.

Одновременно в Лондоне началось парламентское расследование в отношении этого дела. Депутаты Палаты общин британского парламента высказались большинством голосов - 330 "за" при 226 "против" - за подобное расследование в рамках парламентской комиссии во главе с председателем комитета по финансам Палаты общин Эндрю Тайри.

Тем самым было отвергнуто предложение ведущей оппозиционной Лейбористской партии о создании "более представительной комиссии во главе с судьей британского суда, предметом изучения которой стали бы сами нормы, условия деятельности банкиров лондонского Сити", позволяющие совершать им махинации. По словам курирующего в "теневом кабинете" лейбористов вопросы экономики Эда Боллса, депутаты от оппозиции поддержат работу комиссии, однако будут "продолжать добиваться более широкого расследования". Речь, как сказал Боллс, идет о "поиске ответов по гораздо более широкому кругу вопросов, затрагивающему ситуацию в банковском секторе".

Целью работы комиссии является выявление механизма махинаций и подготовка рекомендаций по установлению более жестких и прозрачных правил в отношении деятельности финансовых институтов. Она была создана по поручению премьера Дэвида Кэмерона, который предоставил членам комиссии широкие полномочия и намерен оказывать им всю необходимую помощь. Это касается и получения любых документов как от нынешних министров, так и от тех, кто занимал эти посты в прошлом.

Одним из первых в комиссию для ответов на непростые вопросы был вызван Даймонд. По версии заокеанского банкира, занижение Barclays межбанковской кредитной ставки ЛИБОР произошло из-за опасений национализации правительством Великобритании этого знаменитого британского банка в период финансового кризиса в 2008 году. "Уайтхоллу (министрам британского правительства) сообщили, что самая высокая межбанковская кредитная ставка у Barclays, - сказал Даймонд. - Там могли бы составить представление о том, что у нас недостаточно фондов, и попытаться национализировать банк".

Между тем, совет директоров Barclays требует от Даймонда возвращения части премиальных в размере 17 млн фунтов (свыше 26 млн долларов), выплаченных ему за досрочный уход в отставку. Руководство банка опасается, что такие огромные выплаты американскому банкиру, предусмотренные заключенным с ним контрактом, еще "больше подорвут репутацию" финансового института и вызовут негодование акционеров, отмечает, в частности, газета Sunday Telegraf. Руководство банка уже провело переговоры по поводу сокращения компенсации Даймонду, в частности, с Ассоциацией британских страховых компаний, представляющих интересы инвесторов.

Одновременно совет директоров Barclays рассматривает возможность раздела банка на два: инвестиционный - "Барклиз кэпитал", акции которого планируется разместить на Нью- йоркской фондовой бирже, и - лондонский коммерческий, для работы с клиентами, ценные бумаги которого котируются на Лондонской фондовой бирже. "Мы должны определиться по поводу того, станет ли это выгодным для акционеров", - заявил представитель банка газете Sunday Times.

По оценке газеты Sunday Telegraf, возможный раздел Barclays - это "наиболее отчаянная до сегодняшнего дня попытка урегулировать кризис во втором по активам британском банке, и она является триумфом для критиков практики риска в банковском деле, которое получило название "банковского казино", в том числе для главы Банка Англии Мервина Кинга.

Именно Кинг, как утверждают британские СМИ, был одним из самых активных сторонников решительных действий в отношении Barclays и отставки Даймонда. Глава Банка Англии неоднократно призывал к изменению существующих порядков в деятельности британской банковской системы. "Необходимо реально изменить культуру банковского сектора, - отметил Кинг. - Для это требуется повышение качества управления до самого высокого для нас уровня и внесение изменений в структуру банковской индустрии", - подчеркнул он.

Кардинальную реформу банковской системы Великобритании предложил лидер ведущей оппозиционной Лейбористской партии - Эд Милибэнд. Согласно его плану, пять ведущих банков Соединенного Королевства необходимо "заставить продать до 1000 отделений", что поможет создать два новых конкурирующих с этой "пятеркой" банков. Это, как считает Милибэнд, приведет к расширению помощи мелкому бизнесу и уменьшению опасных финансовых продуктов, которые предлагают банки клиентам. Банковская отрасль должна относиться к клиентам, по выражению Милибэнда, с "пониманием, жить в мире с обществом". "Нам необходима революция в банковском деле", - заявил лидер лейбористов, которые находились у власти в Великобритании с 1997 по 2010 год.

Для этого, считают эксперты, следует изменить правила и нормы поведения для банков, проверку за исполнением которых должна осуществлять организация, включающая как представителей банков, так и вкладчиков. По оценке журнала "Экономист", западная банковская система сейчас оказалась в положении, аналогичном табачной промышленности США в конце минувшего века. "Под лавиной многочисленных исков по поводу сокрытия фактов о вреде табака компании были вынуждены выплатить в 1998 году 200 млрд долларов в качестве компенсаций в течение 25 лет. Сейчас это грозит повториться, но в отношении банков", - замечает издание.

Виталий Макарчев, Борис Зайцев, Лондон