Всемирный банк ухудшил прогноз роста ВВП Украины в 2013 году до 0

Всемирный банк ухудшил прогноз роста ВВП Украины в 2013 году до 0

ВБ в октябре ухудшил прогноз роста валового внутреннего продукта Украины в 2013 году до нулевого уровня с 1%.

Всемирный банк (ВБ) в октябре ухудшил прогноз роста валового внутреннего продукта (ВВП) Украины в 2013 году до нулевого уровня с 1%, который ожидался в апреле текущего года. Как сообщили в киевском офисе представительства ВБ в Украине, Молдавии, Беларуси в понедельник, инфляция в текущем году составит 0,3%, тогда как в апреле банк прогнозировал 8,7% . "Во второй половине 2013 года ВВП несколько возрастет, за счет хорошего урожая и эффекта низкой базы сравнения. Однако, этого роста будет недостаточно, чтобы перекрыть падение, зафиксированное в первой половине текущего года", - указывается в обзоре ВБ. По данным банка, развитие ситуации в 2014-2015 годах будет зависеть от внутренней политики: более пессимистичным ожидается развитие в случае торможения реформ.

Согласно подсчетам ВБ, при промедлении с реформами рост ВВП в 2014 году составит 2% (в апреле 2013 года был единый прогноз – 3%), а незамедлительное внедрение реформ обеспечит рост экономики на 1,5%. Вместе с тем, в 2015 году при промедлении с реформами будет зафиксировано падение ВВП на 1%, тогда как немедленное внедрение реформ создаст предпосылки для роста экономики на 3% (в апреле единый прогноз ВБ на 2015 год составлял рост ВВП на 4% - ИФ).

[news id="807184"]

По подсчетам ВБ, инфляция в 2014 году в случае затягивания коррекции внутренней политики составит 2%, но ускорится в 2015 году до 18%. В то же время, незамедлительное изменение экономической политики несет ускорение инфляции в 2014 году до 12% и замедление в 2015 году до 6,6%. Как сообщалось, в апреле текущего года ВБ прогнозировал инфляцию в Украине в 2014 году на уровне 5,8%, а в 2015 году - 5,2%.

В ВБ считают, что макроэкономические дисбалансы в Украине могут продолжить рост и достигнуть критических уровней. "Если фискальная и монетарная политика во второй половине 2013 года останутся неизменными, это может привести к дальнейшему увеличению фискального дефицита и дефицита текущего счета платежного баланса. Последний вновь может расшириться во второй половине 2013 года и достигнуть 8% ВВП по результатам года", - подчеркивается в обзоре.

По подсчетам ВБ, увеличение импорта газа и потребность в погашении валютных обязательств приведет к росту потребности в рефинансировании до более чем $5 млрд в четвертом квартале 2013 года. При этом проведение заимствований будет осложнено из-за ситуации на внешнем рынке и снижения рейтинга страны.

По оценке ВБ, при сохранении курсовой политики, направленной на удержание фиксированного курса гривни, валютные резервы к концу года могут сократиться до уровня, эквивалентного двум месяцам импорта (по итогам августа – 2,4 месяца). Дефицит госбюджета в 2013 году, согласно подсчетам банка, может составить 4,5% ВВП (6,5% ВВП с учетом расходов на "Нафтогаз Украины").

"Использование векселей для финансирования бюджетных обязательств может иметь негативные последствия: это может привести к уменьшению фискальной прозрачности, не будет содействовать развитию частного сектора (компании в результате получат меньше, чем им принадлежит) и усложнит административные процедуры", - отмечается в обзоре.

Экономист ВБ Анастасия Головач, представляя отчет журналистам, отметила, что проблемы финансирования бюджетного дефицита решаются, в частности, за счет наращивания Национальным банком Украины объема перечислений в бюджет части своей прибыли.

По ее словам, помимо увеличения прямых перечислений в бюджет, центральный банк нарастил свой портфель государственных облигаций за восемь месяцев текущего года на 34%. "Это указывает на то, что дефицит госбюджета частично финансируется за счет дополнительной эмиссии", - подчеркнула А.Головач.

В ВБ считают, что коррекция ситуации неизбежна – при промедлении с реформами она лишь будет отложена на 2015 год. В то же время, незамедлительное реформирование путем уменьшения бюджетного дефицита, введения плавающего курса, повышение тарифов на газ для населения и улучшение инвестиционного климата позволит более быстро восстановить макроэкономическое равновесие.

"Экономическая ситуация плохая. Ослабленный внесший спрос, а также затягивание с реализацией реформ привели к увеличению макроэкономических дисбалансов. И нам кажется, что эти дисбалансы сейчас выходят на уровень, который очень сложно будет удерживать", - прокомментировал прогнозы директор ВБ по делам Украины, Беларуси и Молдовы Чимяо Фан. "Экономическая ситуация ухудшается… Изменений нельзя избежать, нравится это или нет", - добавил он.

По его словам, одним из наиболее важных шагов по сбалансированию ситуации должно стать повышение тарифов на газ для населения: средние цены, по которым Украина закупает газ, являются одними из наибольших в Европе, тогда как тарифы на газ для домохозяйств и на услуги теплоснабжения населения – одни из наиболее низких.

В ВБ отмечают, что тарифы на услуги централизованного теплоснабжения в Украине составляют 50% от соответствующих тарифов в Польше, а украинские домохозяйства платят в среднем 19% от полной цены импортируемого газа. Согласно выводам ВБ, удержание тарифов для населения на низком уровне негативно влияет на качество предоставляемых услуг, ведет к значительным бюджетным расходам и сдерживает повышение уровня энергоэффективности.

В ВБ подсчитали, что для компенсации разницы между внешними и внутренними ценами на топливо правительство выделяет прямые бюджетные и внебюджетные субсидии, которые составляют около 7% ВВП. "Эти субсидии имеют регрессивный характер, то есть богатые слои населения получают больше", - отметили в ВБ. По оценкам банка, 20% самого бедного населения страны получает лишь 13% субсидий.

"В краткосрочной перспективе - увеличить средние тарифы на газ для населения до уровня цены, которую платят компании теплокоммунэнерго за газ, который используется для производства тепла для населения (от 895 грн/тыс. куб. м до 1309 грн/тыс. куб. м); повысить тарифы на централизованное теплоснабжение до уровня покрытия полной финансовой стоимости услуг (от 227 грн/Гкал до в среднем 322 грн/Гкал) и повысить адресность программ социальной помощи", - рекомендуют в ВБ.

При этом в банке считают, что в среднесрочной перспективе (2013-2017 годы) необходимо постепенно повышать цены на газ для домохозяйств и компаний теплокоммунэнерго до покрытия экономической стоимости газа, которая равняется его импортной цене. В банке напомнили, что поставки газа в Украине состоят в основном из российского газа и газа местной добычи. По подсчетам ВБ, в течение последних восьми лет объем добычи газа в Украине остается относительно устойчивым и составляет около 20 млрд куб. м ежегодно, что составляет приблизительно 35% от общего внутреннего потребления.

"На сегодня объем газа местной добычи не может полностью удовлетворить весь спрос. Таким образом, стоимость газа в Украине как минимум в краткосрочной перспективе будет зависеть от рыночной стоимости российского газа", - констатировали в банке. Согласно обзору, вероятное подписание Соглашения об ассоциации с ЕС в любом случае окажет позитивное влияние на ситуацию в Украине, но при неотложной реализации реформ страна получит большие выгоды от евроинтеграции.

[news id="808048"]