История успеха Instagram

Автор

Кевин Систром создал самый большой на планете архив любительских фотографий стоимостью $1 млрд.

Весной 2006 года Марк Цукерберг вошел в Caffé del Doge и с удивлением узнал в бармене, готовившем эспрессо, своего знакомого Кевина Систрома. Последний раз они встречались прошлым летом: Цукерберг вытащил Систрома на ужин, чтобы уговорить его присоединиться к своему стартапу Facebook. Но тот предпочел продолжить учебу в Стэнфорде. Теперь, когда они встретились вновь, Facebook уже оценивали в $500 млн (сущая мелочь по сравнению с текущей капитализацией в десятки миллиардов долларов). Название соцсети замелькало в новостных заголовках. А Систром готовил для клиентов кофе.

"Во взгляде Марка читалось: зря ты ко мне не пошел… Теперь ты мальчик на побегушках", – вспоминает 28‑летний Систром, с которым мы беседуем в одной из дешевых кофеен Сан‑Франциско. Согласись он тогда на предложение Цукерберга, заработал бы десятки миллионов долларов. "Для меня собственный бизнес никогда не был пределом мечтаний. Ну заработаешь ты кучу денег, участвуя в стартапе, ну и что? – пожимает плечами Систром. – Поэтому я решил: сначала закончу университет. Конечно, оглядываясь назад, я понимаю, что сделка с Цукербергом была бы очень даже неплохим вариантом. Но все хорошо, что хорошо кончается".

В случае с Систромом все кончилось тем, с чего началось: Facebook. Если бы не желание во что бы то ни стало получить высшее образование, его состояние сегодня исчислялось бы всего семью нулями. Выбрав собственный путь, Систром не прогадал: он создал сверхпопулярный фотосервис Instagram, купленный в апреле этого года Цукербергом за $1 млрд. Систром выручил за свою долю примерно $400 млн. Впечатляющий результат, тем более что Instagram пока не приносит дохода и не имеет бизнес‑модели. В компании, которой не исполнилось и двух лет, работают всего 14 человек.

У Систрома есть то, чего не хватает Facebook. Instagram – сверхмодный ресурс, чья мобильная платформа привлекла уже более 85 млн пользователей, которые опубликовали 4 млрд фотографий. В Instagram каждую секунду регистрируются шесть новых участников.

"Впервые в жизни вижу сервис, который идеально подходит для мобильных телефонов", – говорит Мэтт Кохлер, бывший вице‑президент по развитию продуктов Facebook, а ныне – главный партнер Benchmark Capital, инвестора Instagram.

Крупнейшие веб-сервисы обычно снабжают свои мобильные приложения большим количеством функций. Они похожи на чемодан, под завязку набитый вещами. Instagram же с самого начала напоминал реактивный самолет: быстрый, стильный и элегантный. Для того чтобы сделать снимок, отредактировать его с помощью фильтров и опубликовать, понадобится всего несколько касаний. Сделав еще парочку, вы сможете воспользоваться основными функциями Facebook – добавить комментарий или пометку "Нравится". "Разработчики Facebook предусмотрели множество различных опций, но пользователям, похоже, больше всего по вкусу именно фотографии", – отмечает Адам д’Анджело, бывший технический директор Facebook, сегодня – руководитель сайта Quora.

Кевин Систром (справа) и Майк Кригер продали за $1 млрд сервис, который не заработал ни цента

CHRISTIAN PEACOCK FOR FORBES

Пример Систрома еще раз показывает, что в интернет‑бизнесе удачная идея за считаные месяцы может вырасти в компанию стоимостью миллиарды долларов. Но эти деньги, какими бы шальными они ни казались, почти никогда не приходят по воле случая. Путь Систрома к успеху начался со Стэнфордского университета."Я абсолютно не согласен с теми, кто говорит, что учеба в университете не стоит потраченных на нее времени и денег, – уверяет основатель Instagram. – Может, у вас не получится сразу же применить полученные опыт и знания на практике, но они вам не раз пригодятся в будущем".Систром поступил в Стэнфорд, чтобы расширить свои познания в информатике. Записавшись в первый же год учебы на углубленный курс программирования, он тратил по 40 часов в неделю на одну‑единственную дисциплину и еле‑еле тянул на тройки. "Мне нравилось учиться, но в конце концов я пришел к мысли, что специалистом по информатике не стану", – вспоминает Систром. Он сменил специализацию: начал осваивать менеджмент и инжиниринг. "По сути, меня учили быть инвестиционным банкиром", – рассказывает основатель Instagram.

Предпринимательство привлекало Систрома с раннего возраста (его мама – один из первых сотрудников рекрутингового ресурса Monster.com, а ныне работает в сервисе по прокату личных автомобилей Zipcar). В свободное время он разработал стэнфордский аналог сайта бесплатных объявлений Craigslist. Другой проект, сделанный для студенческого братства Sigma Nu, – сайт Photobox, на котором можно было выкладывать снимки со студенческих вечеринок.

На третьем курсе Систром уехал в Италию изучать фотографию. Он прибыл во Флоренцию с мощной зеркальной камерой, но учиться пришлось на дешевом фотоаппарате Holga. Пластиковая мыльница делала необычные снимки – с эффектом мягкого фокуса и цветовыми искажениями. Получались фотографии "под старину". Молодой американец был глубоко впечатлен. "Я открыл для себя винтажную фотографию и красоту несовершенства", – улыбается он. На Систрома, как когда‑то на Стива Джобса, снизошло озарение. Эстетизм в сочетании с технологиями выведут в дальнейшем Instagram в лидеры своего рынка.

На четвертом году обучения Систром нашел работу через кадровую службу Стэнфорда. Вначале ему предлагали высокооплачиваемую должность руководителя проекта в Microsoft, но он предпочел не уезжать из Пало‑Альто и устроился маркетологом в Google с зарплатой около $60 000 в год. В то время Google была мечтой любого выпускника – устрицы на обед, тимбилдинг в Бразилии… Но Систрому быстро наскучило писать маркетинговые тексты для Gmail и Google Calendar. Ему отказали в переводе в департамент разработки продуктов (для этого требовался диплом по информатике). Поработав некоторое время в подразделении корпоративных финансов, Систром ушел из Google и устроился в социальную сеть для путешественников Nextstop, где стал высококлассным программистом. Систром создавал почтовые программы и игры для Facebook.

Вскоре Систром определился с тем, чего ему хочется больше всего: создать сайт, в котором можно было бы каким‑то образом объединить свою страсть к фотографии с функциями геолокации и социальных игр – тогда как раз набирали популярность Foursquare и Zynga. Он рассказал о своем проекте, названном Burbn в честь любимого спиртного напитка, на встрече с венчурными капиталистами в баре Madrone Art Bar. Идея привлекла Стива Андерсона из Baseline Ventures. Андерсону понравилась скромность и уверенность Систрома, а также то, что сайт будет написан на языке HTML5, который был тогда в новинку. Зимой 2010 года Андерсон предложил Систрому $250 000 на создание компании (аналогичную сумму готова была выделить и Andreessen Horowitz). Но деньги он мог получить при одном условии – если найдет компаньона.

И снова выручили стэнфордские связи. Систром пригласил в компаньоны бразильца Майка Кригера, тоже занимавшегося разработкой приложений и участвовавшего в то время в создании чата Meebo. Оба прошли Mayfield – стэнфордскую программу обучения предпринимательству.

В первый же рабочий день Кригера в Burbn Систром заявил, что проект не выживет: уж слишком быстро росла популярность Foursquare. Требовалась другая идея, и партнеры решили перепрофилировать Burbn в мобильный сервис для обмена фотографиями. "Пользователи айфонов, на тот момент только-только появившихся на рынке, стали делать отличные фотографии и задали тренд, – рассказывает Систром. – У нас появилась возможность разработать совершенно новую социальную сеть не для компьютеров, а для смартфонов".

Компаньоны заперлись на месяц в бизнес‑инкубаторе венчурной компании Dogpatch Labs и создали приложение Codename для камеры iPhone, но обладавшее функциями социальной сети. Результатом оба остались не слишком довольны. Систром чувствовал себя опустошенным, ему требовался отдых.

Он взял недельный отпуск и снял недорогой домик в поселке художников в Мексике. Однажды он прогуливался по пляжу со своей девушкой. Ей очень понравились фотографии, которые сделал их общий знакомый. "Как это ему удалось?" – спросила спутница Систрома. С помощью фильтров, ответил тот. Внезапно он вспомнил свои курсы фотографии во Флоренции, когда приходилось снимать старой мыльницей. Вернувшись с прогулки, Систром завалился в гамак с запотевшей бутылкой пива Modelo и ноутбуком: оставшуюся часть дня он писал код первого фильтра Instagram, который позже получит название X‑Pro II.

Вернувшись в Сан‑Франциско, Систром создал другие фильтры, например Hefe (по названию сорта пива, которое он пил за работой) и Toaster (в честь собаки Кевина Роуза – создателя сервиса Digg). Систром с Кригером переименовали свой продукт в Instagram и попросили друзей, имевших большой вес в мире технологий, протестировать его. Так в социальных сетях появились фотографии, обработанные с помощью Instagram. О сервисе заговорили.

Instagram насыщает эмоциями низкокачественные фотографии, сделанные смартфоном. Одно прикосновение к сенсорному экрану – и обычный закат превращается в старинную открытку из тропиков, вышедший из моды велосипед вызывает приступ ностальгии, а недоеденный гамбургер – улыбку. "Представьте, что в Twitter появилась кнопка "Сделать пост смешным", а в Tumblr – "Сделать пост умным", – объясняет Систром. Большинство фотоприложений диктовали пользователю: "Выполни то, сделай это". А Instagram говорит: "Мы сами позаботимся о том, чтобы фото было отличным".

Систром и Кригер разместили Instagram в онлайн‑магазине Apple App Store в ночь на 6 октября 2010 года. Тут же хлынули посетители, и партнеры поспешили в Dogpatch Labs, чтобы обеспечить стабильную работу серверов. К шести утра на популярных ресурсах Bits Blog и TechCrunch появились новости о дебюте Instagram, и серверы стали плавиться от нагрузки. Систром и Кригер не отходили от них день и ночь, обеспечивая бесперебойную работу сервиса. За первые сутки бесплатное приложение загрузило 25 000 пользователей iPhone.

"С этого момента наша жизнь резко изменилась", – констатирует Систром. Д’Анджело из Quora, с которым Систром и Цукерберг познакомились в Стэнфорде на студенческой вечеринке, помог разместить Instagram на серверах Amazon.com и масштабировать платформу. Через месяц после старта у этого фотосервиса уже был миллион пользователей. А вскоре Систром сидел в четвертом ряду на одном из выступлений Стива Джобса, который рассказывал собравшимся об Instagram. Дебют в сообществе техноэнтузиастов получился впечатляющим. Главной проблемой было обеспечение стабильной работы серверов: пользователи присоединялись к Instagram миллионами.

Автор: Стивен Бертони