Зачем Adobe приобретает фотобанк Fotolia

За этот банк фотографий, изображений, графики и видео в HD-качестве компания вознамерилась выложить $800 млн наличными.

Американская Adobe известна своими программными продуктами для обработки изображений, бесплатным ридером PDF-файлов и технологией Flash, которой давно прочат закат на рынке, но она не спешит терять популярность. Возможно, очень скоро именем нарицательным станет не только Photoshop, а и Fotolia.

За этот банк фотографий, изображений, графики и видео в HD-качестве компания вознамерилась выложить $800 млн наличными. Всего в нем насчитывается свыше 34 млн позиций, что несомненно упростит жизнь дизайнерам, и все же сумма сделки определенно обращает на себя внимание. Она сопоставима с объемом доходов за четвертый квартал и немногим меньше чистой прибыли 2014 финансового года (закончился в ноябре календарного).

С миру по нитке

Причина неожиданной щедрости становится более очевидной, если обратить внимание на название линейки, в которую будет интегрирован приобретаемый сервис. Речь идет о Creative Cloud – втором по объемам доходов направлении бизнеса после еще одного облачного семейства Adobe Marketing Cloud. Вместе они обеспечили в недавно закончившемся финансовом году больше половины доходов. И интерес пользователей к подписной модели приобретения ПО продолжает устойчиво расти.

Облачную версию своего флагманского пакета приложений Creative компания Adobe запустила в 2012 году, и с тех пор база подписчиков увеличивается от квартала к кварталу. На сегодняшний день она превышает 3,45 млн, что на 644 000 платных подписчиков больше результатов предыдущего квартала. Всего пакетами приложений Adobe пользуются около 13 млн индивидуальных и корпоративных пользователей, поэтому еще остается большой потенциал для роста.

Стоимость подписки на Creative Cloud для украинских индивидуальных пользователей колеблется в пределах от $9,99 за отдельный сервис Creative Photoshop до $49,99 в месяц за «полный набор», для бизнеса и сферы образования цены обсуждаются отдельно. Графический дизайнер Михаил Поливанов вот уже несколько лет использует пакет Adobe для выполнения работ на фрилансе. «Что всегда нравилось – так это отличное взаимодействие продуктов между собой. Почти все быстрые клавиши одинаковые, а значит, если работал хотя бы в одной из программ, в остальных не составит труда разобраться», – говорит он.

Сложно делать оценки относительно популярности сервиса в нашей стране, где пиратское ПО все еще чрезвычайно популярно, однако в общемировом масштабе, по оценкам компании Trefis, 96% пользователей Creative Cloud предпочитают сразу приобретать годовые подписки. С одной стороны, это означает заметные финансовые потоки для Adobe, с другой – говорит о популярности и востребованности сервиса. Кроме того, в некоторых странах стоимость топовой подписки дороже и достигает $74,99.

Покупай и продавай

После приобретения Fotolia компания Adobe вторгается на новое для себя поле, на котором придется конкурировать с известными в среде профессионалов и любителей сервисами вроде Shutterstock или iStockphoto. Последний Getty Images приобрела в 2006 году всего за $50 млн.

Примечательно, что доступный на стоковых сервисах фото- и видеоконтент не требует выплаты роялти. Часто это самые простые фотографии или ролики, например, деловое рукопожатие либо аппетитный салат. Но это делает их массовым продуктом, на который в дизайнерской среде сохраняется устойчивый спрос. Поставщиком такого контента часто выступают энтузиасты, которые в обмен на символическую плату готовы делиться собственными работами.

Приобретение Fotolia хорошо вписывается в концепцию Creative Cloud как площадки для купли, продажи и демонстрации своих работ. Насколько покупка окажется оправданной и ускорит ли она трансформацию бизнеса Adobe на сервисную модель, покажут уже результаты ближайших кварталов наступившего финансового года. По всем признакам курица будет нести тем больше золотых яиц, чем больше будет проникновение интернета в том или ином регионе. А это процесс необратимый.