"Укрзализныця" нашла механизм, делающий невозможными коррупционные схемы

"Укрзализныця" нашла механизм, делающий невозможными коррупционные схемы

ПАО "Укрзализныця" прогнозирует, что новый механизм определения стоимости перевозок в собственных грузовых вагонах ликвидирует коррупционные схемы.

ПАО "Укрзализныця" ожидает, что от введения нового механизма определения стоимости перевозок в собственных грузовых вагонах существенно увеличатся доходы, которые могут быть направлены на модернизацию вагонного железнодорожного парка, и будут ликвидированы коррупционные схемы. Об этом рассказал на встрече с журналистами в пятницу и.о. правления ПАО "Укрзализныця" Евгений Кравцов.

"По итогам года ожидаем получить значительный экономический эффект для компании от этих действий (введение нового механизма стоимости грузовых перевозок - прим. ред.), который будет определяться в несколько миллиардов гривень. По итогам первого квартала в условиях работы по рыночным механизмам мы четко покажем, сколько мы получали до этого и сколько теперь", - сказал Кравцов.

Он напомнил, что до сих пор цену на услуги перевозки парком вагонов "Укрзализныци" устанавливало государство. Как следствие, она была значительно ниже от той, которую платят реальные грузоотправители. Общество недополучало доходы, а разница между фиксированной и рыночной стоимостью вагонов попадала к компаниям-посредникам или провоцировала коррупционные схемы внутри "Укрзализныци".

Новый механизм определения платы за использование собственных вагонов "Укрзализныци", по убеждению Кравцова, позволит не только увеличить поступление средств на развитие компании, но и сделает невозможными коррупционные схемы в этом сегменте.

По его словам, дерегуляция вагонной составляющей будет внедряться в два этапа. На первом будет применяться расчет формулы ежедневной оплаты за осуществление услуги перевозки в вагонах ПАО "Укрзализныця". Он базируется на 4 составляющих: стоимость нового вагона на рынке, стоимость ремонтов на протяжении срока эксплуатации вагона конкретного типа, рентабельность на уровне около 10% и дисконтирование денежных потоков во времени.

Кравцов рассказал, что для установления объективных цен "Укрзализныця" уже проанализировала методологию расчета ставки платы за использование вагонов в других странах и влияние изменения ставки платы за использование собственных вагонов компании на рынок и экономику государства в целом и для конечного потребителя. Учитывая это, предусматривается, что ставки платы за использование собственных вагонов "Укрзализныци" будут ниже, чем рынке. Например, плата за пользование полувагоном "Укрзализныци" будет составлять 542 грн на сутки (без НДС), зерновозом - 655 грн на сутки (без НДС), крытым вагоном - 570 грн на сутки (без НДС).

"Этот этап будет переходным. Таким образом мы хотим задать нижнюю планку инвестиционной привлекательности вагонов", - отметил руководитель "Укрзализныци".

По завершению первого квартала "Укрзализныця" планирует перейти ко второму этапу дерегуляции вагонной составляющей. На нем будет внедряться система ежедневных электронных торгов в сотрудничестве с командой "Prozorro. Продажи". В частности, на торги будет выставляться часть пустого парка вагонов. По их результатам будет определяться цена для всего парка вагонов по видам на определенную дату.

"Пилотную продажу вагонов через электронную систему планируем запустить уже в марте, а со второго квартала перейти на постоянное использование электронной системы. Вначале планируем выставить на продажу 5 процентов нашего подвижного состава, чтобы снимать информацию с рынка. Мы должны понимать, насколько эффективно будет работать сама система электронной продажи. А впоследствии, конечно, планируем довести до 100 процентов. Электронную площадку на данный момент рассматриваем как механизм снятия информации с рынка, какая сегодня на нем ситуация", - отметил Кравцов.

То есть конечной целью введения нового механизма определения стоимости перевозок, по его словам, является электронная продажа вагонов клиентам. "Это будет объективный механизм, который позволит снять любые вопросы относительно прозрачности продажи вагонов "Укрзализныци"", - сказал он.

Кравцов отметил, что параллельно на заказ "Укрзализныци" одна из консалтинговых компаний "большой четверки" составит свой индекс стоимости услуг по перевозке. "Мы хотим получить объективную информацию относительно того, сколько на сегодня стоят соответствующие услуги и правильный ли механизм, который использует компания в определении стоимости своих услуг", - отметил руководитель "Укрзализныци".

Электронный билет "Укрзализныци" снова можно вернуть онлайн

Кравцов также рассказал, что актуализация цен на пользование вагонами "Укрзализныци" будет происходить не реже, чем раз в три месяца. "Это связано с тем, что на сегодня есть серьезные колебания в спросе на подвижной состав железной дороги в течение года", - объяснил он.

По его словам, ожидаемый эффект от таких решений - минимизировать коррупционную составляющую в распределении вагонов, увеличить поступление средств на развитие компании, ликвидировать искусственный дефицит вагонов, снизить стоимость перевозки для конечного потребителя за счет выравнивания соотношения спроса и предложения вагонов на рынке, а также сформировать инвестиционно привлекательные условия для рынка вагонов.

Как сообщалось, правление "Укрзализныци" на днях утвердило процедуру определения платы за использование собственных вагонов "Укрзализныци". Таким образом завершен процесс дерегуляции вагонной составляющей тарифа для парка собственных вагонов компании. Соответствующие шаги ПАО "Укрзализныця" осуществило на выполнение Распоряжения Кабинета министров Украины от 1 февраля 2017 года № 64 и приказа Министерства инфраструктуры Украины от 7 декабря 2017 года № 425 "О внесении изменений в Сборник тарифов на перевозку грузов на железнодорожном транспорте в пределах Украины и связанные с ними услуги". В полном объеме изменения вступят в силу с 19 февраля 2018 года.