Современное искусство отправили на переработку

Общественный совет при Минкульте призвала пересмотреть проект нового комплекса Государственного центра современного искусства.

В своем нынешнем виде будущий московский "центр Помпиду" выглядит не вполне современно, отмечают члены группы. Проект нового музейного комплекса ГЦСИ был впервые представлен публике еще месяц назад, на торжественном заседании в честь 20-летнего юбилея центра. Он предусматривал строительство стилобата и вертикальной башни: на 7-ми ее этажах должна разместиться экспозиция музея, еще на 2-х – запасники, помещения администрации и ресторан с выходом на крышу. "Лежащую" на Земле стилобатную часть предлагалось отдать под залы и модульные пространства для перформативных искусств, а также концертов, встреч и конференций.

На заседании рабочей группы, прошедшем в Москве во вторник, председатель попечительского совета института "Стрелка" и один из членов общественного совета при Минкульте Александр Мамут указал на то, что проект делался еще в "лужковских" архитектурных, градостроительных и политических реалиях. Чтобы соответствовать духу времени и актуальным задачам, он должен быть пересмотрен если не целиком, то в существенной части, отметил он, в том числе с учетом мнения нового главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, в августе сменившего на этом посту многолетнего соратника Лужкова Александра Кузьмина.

Директор ГЦСИ Михаил Миндлин, в свою очередь  сообщил, что проект дважды рассматривался на расширенном заседании совета по архитектуре при мэрии Москвы и дважды получал одобрение. "Проект видели и высоко оценили такие звезды архитектуры, как Заха Хадид, Янис Кунелис, Роберт Сторр", – сообщил он. Критиковали проект и за его неадаптированность к городской среде Бауманского района, где ГЦСИ получил участок земли для будущего строительства на месте бывшего Бауманского рынка.

Так, столичный министр культуры Сергей Капков, также присутствовавший на заседании рабочей группы, назвал нынешний проект "не реализуемым ни на одном уровне".  Он также отметил, что "изначально бесполезно обсуждать проект, который планировался для Зоологической улицы, а будет строиться на Бауманской".

Стоит отметить, что проект начинал создаваться до того, как ГЦСИ получил участок земли для будущего строительства по адресу Бауманская, 41\7 (территория бывшего Бауманского рынка, ликвидированного после обрушения в 2006 году), и потому был рассчитан как замена нынешнему зданию Центра на Зоологической улице. Однако на рабочей группе, по словам Миндлина, был представлен проект будущего ГЦСИ, откорректированный с учетом и городской среды в районе, и высказанных замечаний. "Нижняя стилобатная часть была переработана, количество подземных уровней уменьшилось с 5 до 2-х, расширились пространства для подключения необходимой инфраструктуры", – рассказал директор ГЦСИ.

"С точки зрения архитектурного решения мы вынуждены делать корректировку, а не проектировать заново на новой территории. На высоком уровне было принято решение о том, что о новом проекте речь идти не может", – отметил Миндлин. Так же он сообщил, что в ближайшее время реализация будет идти по намеченному плану, с учетом всех необходимых согласований и консультаций как с городскими, так и с федеральными властями.

Строительство нового здания ГЦСИ было прописано отдельной строкой в бюджете федеральной программы «Культура России», на эти цели было выделено 4 млрд руб.  На юбилейном вечере Михаил Миндлин выражал надежду на то, что финансирование будет ритмичным, позволит закончить строительные работы к 2015 году, а также что, в случае возникновения оперативной необходимости, проекту будет предоставлено дополнительное финансирование.

Напомним, что проект полноценного музея современного искусства возник еще в 2009 году. Одним из его энтузиастов был прежний министр культуры Александр Авдеев, указывавший, что, в отличие от большинства мировых столиц, Москва не имеет национального музея современного искусства. Нынешнее здание Центра на Зоологической с этой задачей не справляется: при малом количестве площади, на залы нынешнего ГЦСИ ложится нагрузка в виде лекций и мероприятий. Создаваемому музею потребуются и площади для запасников – куда более значительные, чем те, которыми Центр располагает сейчас. К тому же в будущем музее решено отказаться от ретроспективного принципа – разделение пойдет по видам и стратегиям современного искусства, начиная с 90-х годов.

После переезда музея в новое здание, "Новости", на Зоологической улице образуется научно-информационный и образовательный комплекс, с медиатекой, библиотекой, лекционными аудиториями и учебным выставочным залом. Там, как сообщается, начинающие кураторы смогут оттачивать профессиональные навыки.