Строить — не ломать

Автор
Строить — не ломать

В новой московской галерее Red October открылась выставка "Самодельная Россия".

В новой московской галерее Red October открылась выставка "Самодельная Россия", где представлены "образцы народной дизайнерской мысли" из коллекции Владимира Архипова.

В современном искусстве нередко возникает интеллектуальная и эмоциональная дистанция между произведением и зрителем. Последнему или вовсе непонятно, что подразумевал автор, или же понимание не рождает сопереживания. Способы для преодоления такой дистанции существуют различные, и один из них периодически демонстрирует Владимир Архипов, уже много лет собирающий объекты из категории "народный ready made". Необычность его затеи состоит в том, что он вовлекает в сферу искусства предметы, не только не предназначенные для этой сферы изначально, при их промышленном изготовлении, но и при последующих трансформациях. Создатели подобных объектов не ощущали и не ощущают себя художниками, перед ними стояли вполне утилитарные задачи.

Коллекция Архипова хорошо определяется формулой "голь на выдумку хитра". Нетрудно догадаться, что смекалка, буквально фонтанирующая в этих артефактах, чаще всего рождена не от хорошей жизни. В условиях советского дефицита или постсоветского безденежья умельцы из народа пускались на удивительные дизайнерские эксперименты, чтобы хоть как-то обустроить быт. Допустим, ломается старое кресло – надо бы отнести его на помойку, но жалко. И вот руины кресла комбинируются с колченогим стулом, образуя вещицу крайне странную, но для сидения пригодную.

Для дачи подойдет.

С примерами такой творческой самодеятельности сталкивался едва ли не каждый житель России, да и в других странах это не такая уж невидаль. Владимира Архипова несколько раз приглашали за рубеж для устройства выставок на местном материале. Но все же российские реалии представляются наиболее плодоносными в части функционального сюрреализма.На нынешней выставке можно встретить и душевую кабинку, сконструированную из автобусных дверей, и фартук из молочных пакетов, и телевизионную антенну из вилок.

Использовать инвалидный костыль в качестве черенка для лопаты или превратить стиральную машину в бетономешалку – согласитесь, это по-нашему. Экспозиция обречена на зрительский успех хотя бы потому, что здесь следует напрягать мозги не для того, чтобы разгадать эстетический замысел художника, а чтобы выяснить, в чем состояла материальная потребность анонимного "самоделкина". Определить это не всегда просто. Например, автор статьи долго и с недоумением разглядывал газовую плиту с вмонтированными в нее рукоятками и вольтметрами, пока не пришло озарение: человек на базе газовой соорудил плиту электрическую. А вот почему дощатому дачному сортиру придана опция передвижения по рельсам, так и осталось загадкой.

Разумеется, у каждого объекта на выставке есть своя история: Архипов собирает не только сами предметы, но и их "биографии". Но устроители решили не навязывать публике нарративную составляющую, предлагая основываться на интуиции. Приятно же самому сообразить, что цветастый напольный коврик выполнен из пластиковых крышек от газировки, а болотные сапоги «выращены» из обычных резиновых. В конце концов, настоящие произведения искусства не требуют объяснений – их надо постигать сердцем. Хотя статус "произведений искусства" поначалу с трудом прикладывается к здешним экспонатам. Собственно говоря, задача Архипова в том и состоит, чтобы эстетика постепенно брала верх над прикольностью.

1 объект – это почти шутка, некий оксюморон, а их совокупность – уже едва ли не мировоззрение.  Действительно, а почему бы и не искусство? Как говаривал Михаил Иванович Глинка, "музыку создает народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем". В этом смысле Владимир Архипов и есть аранжировщик, то бишь соавтор. А то обстоятельство, что эти артефакты вроде бы далеки от раскрученных трендов, смущать никого не должны: тренды для того и существуют, чтобы сменять друг друга.

Фото : bednoe.ru