Вернет ли Франция "Джоконду" в Италию?

Автор

Где висеть "Моне Лизе", в парижском Лувре или у себя на родине во Флоренции?

150 тыс. итальянцев настаивают на последнем. Они подписали петицию с требованием вернуть шедевр Леонардо да Винчи в Италию для демонстрации в картинной галерее Уффици. Петицию только что вручили министру культуры Франции Аурелии Филипетти от имени итальянского Национального комитета по культурному наследию. "Уверен, что благодаря итальянским корням министра, она не только положительно ответит на наше требование, но и поймет мотивы, которые движут нами", - полагает президент этой организации Сильвано Винченти.

Между тем Лувр, как и следовало ожидать, с ходу отверг любую возможность для переезда "Джоконды". Но итальянцы все равно надеются на это и готовятся поднять вопрос о возвращении шедевра при личной встрече с французским министром. За всеми перипетиями этого весьма серьезного дела с большим вниманием следят во всем мире. Вопрос о "Моне Лизы" вполне можно отнести к неизменно злободневной проблеме реституции культурных ценностей, и прояви слабину французская сторона, она создаст прецедент, который вызовет новую лавину требований о возврате и передаче в "законные руки" многих тысяч единиц музейного хранения, затронув интересы целых государств, не говоря уже о мировых собраниях искусства.

Тем временем, во Франции считают "притязания" итальянцев на "Мону Лизу" необоснованными. Там согласны с тем, что невозможно отрицать: великий Леонардо начал писать портрет супруги флорентийского торговца Лизы Джоконда во Флоренции в 1503 году. Но вот потом, объясняют французы, художник взял эту работу с собой, когда в 1516 году отправился во Францию. И там Леонардо продал портрет королевской семье, от которой он после Французской революции попал в Лувр.

А в 1911 году, как известно, этот шедевр оттуда украли. После этого прошло 2 года, и "Джоконду" обнаруживают в доме итальянца Винченцо Перуджа. Он работал в Лувре и мечтал по-своему решить проблему реституции - похитить картину и вернуть ее во Флоренцию. Ему это удалось, но только на время. "Мона Лиза" после обнаружения ненадолго выставлялась в галерее Уффици, а затем в Риме. После этого она вернулась назад в Лувр, как там считали, навсегда.