Премьера "Золотого петушка" в Дании

С большим успехом в Датском королевском театре прошла премьера "Золотого петушка" в постановке Алексея Ратманского.

Главным событием начавшегося в Датском королевском театре сезона стала премьера балета "Золотой петушок" в постановке Алексея Ратманского. Зрители с энтузиазмом рукоплескали датским танцовщикам, неоднократно вызывая их к рампе и награждая букетами цветов. Спектакль будет идти на Старой сцене до 26 октября. Премьеру приветствовала и международная критика. "Новая работа Ратманского, причудливо сочетающая прошлое и настоящее, стала бесспорным успехом", - писала, например, "Файнэншл таймс".

"Золотой петушок" - последняя опера Николая Римского- Корсакова, созданная в 1908 году по одноименной сказке Александра Пушкина. Любопытно, что запрещенное царской цензурой произведение расценивалось в советских рецензиях как сатира на русское самодержавие, а на веб-сайте Датского королевского театра называется "сатирой на русскую революцию 1905 года и русско-японскую войну". Серьезная же критика видит в "Золотом петушке" предвестие катастрофы, отражающее трагическое мироощущение русского искусства начала XX века, и называет его "оперой-проклятием".

Премьера состоялась в России в 1909 году - через год после смерти композитора и со многими цензурными вмешательствами. Широкая международная аудитория познакомилась с произведением Римского-Корсакова, благодаря "Русскому балету" Дягилева в 1914 году. Красочные костюмы к этому спектаклю создала Наталья Гончарова. Наконец, в 1937 году Михаил Фокин создал балет "Золотой петушок" также с костюмами Гончаровой. Постановка Ратманского - возрождение этого последнего спектакля.

44-летний солист балета и балетмейстер Алексей Ратманский в 1997-2003 годы выступал в труппе Датского королевского балета, где исполнял главные партии. Он также поставил здесь "Щелкунчика" (2000 год) и "Анну Каренину" (2004 год). Ратманский - кавалер ордена "Данеброг" - 2-го по значимости рыцарского ордена Дании. Позднее он занимал пост художественного руководителя балетной труппы Большого театра (2004-2008 годы), а с 2009 года является хореографом Американского театра балета.

Русская классика в целом занимает значительное место в репертуаре Датского королевского театра в нынешнем сезоне. Так, зрители познакомятся с современной версией балета "Лебединое озеро" Петра Чайковского ("Swan Lake Revisited") в исполнении индо-французского танцевального коллектива "Rhythmosaic Dance Company", который смешивает в своем экспериментальном творчестве различные стили - катхак (индийский национальный танец), степ, фламенко, джаз и классический балет.

Датские меломаны увидят "Ромео и Джульетту" Сергея Прокофьева в постановке Джона Ноймайера и "Спящую красавицу" Петра Чайковского в интерпретации восходящей звезды хореографии Кристофера Уилдона. Студенты консерватории исполнят камерную оперу "Медведь" Уильяма Уолтона по пьесе Антона Чехова, а в дни осенних каникул Датский королевский оркестр пригласит детей и родителей на музыкальную сказку Сергея Прокофьева "Петя и волк".

Богатый репертуар главной сцены страны в этом сезоне стал, как будто, дерзким ответом коллектива на уменьшение бюджета и сокращение труппы. На главной сцене страны выступит "Нью-Йорк Сити Балет", в котором 16 лет работал нынешний директор Датского королевского театра Николай Хюббе, будут показаны библейская опера "Мессия" Генделя в постановке австралийца Дэвида Фримэна, любовная история "Мадам Баттерфляй" ("Чио-чио-сан"/) в режиссуре Ларса Колунда, а также "Баядерка", "Тоска" и "Тангейзер".

И, конечно же, завсегдатаи Датского королевского театра не пропустят традиционные Рождественский концерт, который в этом году даст 20 декабря знаменитая шведская меццо-сопрано Анне Софи фон Оттер, а также Новогодний концерт Датского королевского оркестра, которым на этот раз будет управлять дирижер Перри Со из Гонконга 31 декабря. Программа и список солистов последнего концерта держатся в строгом секрете до последнего дня.