Спекуляции вокруг "2-й Джоконды"

Автор
Спекуляции вокруг "2-й Джоконды"

Итальянские эксперты призывают избегать информационных спекуляций вокруг "2-й Джоконды".

Атрибуция "второй Джоконды" кисти Леонардо да Винчи остается вопросом открытым. Об этом заявил итальянский эксперт Алессандро Веццози, специалист по искусству Возрождения и директор музея гения Возрождения.

Он только что вернулся из Женевы, где в четверг независимая международная организация "Фонд Моны Лизы", в которую входит российский шахматист Анатолий Карпов, представила результаты многолетнего исследования, доказывающего, что портрет, известный как "Айзелуортская Мона Лиза", был написан Леонардо на несколько лет раньше, чем шедевр, хранящийся в Лувре.

Веццози пояснил, что не входит в "Фонд" и был приглашен в качестве эксперта для ознакомления с исследованиями. "В вопросах атрибуции никогда нельзя ставить точку, даже если я занимаюсь определением авторства, всегда завершаю работу вопросительным знаком", - сказал он, подчеркнув, что к представленной Джоконде не относится как "к работе Леонардо", а как к "интересной картине".

"Возрождение намного сложнее, чем кажется. Было гораздо больше талантливых мастеров, чем те, чьи имена знакомы обывателю", - сказал ученый. По его словам, самое важное в работе "Фонда" то, что картину вынули из сейфа, где она хранилась 40 лет, и теперь она доступна исследователям. "Надеюсь, что будут и выставки, в том числе в России, чтобы можно было воочию сравнить", - выразил пожелание Веццози.

"Швейцария, вообще, страна сейфов с картинами и произведениями искусств, которые могут открыть разные тайны", - сказал он. О существовании "айзелуортской сестры" Моны Лизы известно примерно около 100 лет. Такое название картина получила по лондонскому району - Айзелуорт, где жил английский художник и критик Хью Блейкер, который приобрел ее в 1914 году. До этого она хранилась в поместье английского аристократа в графстве Сомерсет. В 1964 году полотно было приобретено американским коллекционером Генри Пулитцером. Именно он впервые выдвинул версию о том, что холст написал Леонардо. Сейчас портрет, на которой женщина, копия Моны Лизы, выглядит моложе, принадлежит консорциуму коллекционеров, не имеющему никакого отношения к "Фонду". Согласно проведенным им исследованием эта Джоконда была написана Леонардо на 10 лет раньше и послужила прототипом знаменитой картины, завершенной незадолго до смерти.

Видный итальянский искусствовед Витторио Сгарби, получивший, в частности, известность за то, "разоблачил" не одного "нового Рафаэля", считает, что исследования "Фонда Моны Лизы" заслуживают внимания. "Конечно, безоговорочно нельзя принимать эту версию, она требует научного обсуждения, знакомства со всеми деталями исследования", - прокомментировал корр.

Главное, к чему призывают серьезные исследователи и искусствоведы - не создавать информационных спекуляций и не сообщать о сенсациях там, где их еще нет. Хотя чем загадочнее и непонятнее талант творца прошлого, тем больше сенсаций вокруг него рождается в современном мире.

Этим в полной мере воспользовался исследователь- любитель Сильвано Винчети, который занимается сейчас поиском могилы Лизы Герардини, послужившей моделью для портрета Леонардо. О том, что Леонардо заказал портрет своей беременной жены богатый флорентийский купец Дель Джокондо, есть записи у историка Возрождения Джорджо Вазари, автора жизнеописания великих художников. Винчети намерен при помощи компьютерной программы воспроизведения внешности по черепу восстановить истинный облик модели и сравнить с портретной Моной Лизой. Он, например, тут же заявил, что есть и "третья Джоконда". Этот портрет, который отличается тем, что на нем изображены колонны, по его мнению, хранится в Санкт-Петербурге "в частной коллекции". Исследователи творчества Леонардо серьезно не относятся к деятельности Винчети, не без оснований считая его авантюристом.