Эстетизация потерянного времени (Фото)

Эстетизация потерянного времени (Фото)

Проект Центра современного искусства "Замок Уяздовский" и PinchukArtCentre завершился персональной выставкой Михала Будны "Без названия".

Проект Центра современного искусства "Замок Уяздовский" и PinchukArtCentre завершился персональной выставкой Михала Будны "Без названия". В рамках программы "Трансфер" польское искусство было представлено максимально разнообразно: инсталляции, фотографии, видео-арт и саунд-арт. Но, пожалуй, без преувеличений можно сказать, что для украинского контекста именно последняя выставка проекта оказалась одной из самых важных.

Многие направления авангарда развились из вычленения первичных и простейших элементов живописного языка. Нельзя забывать о том, что жизнеподобие изображенных объектов возникает благодаря  сочетанию линий, форм и цвета. Фактически, любая реалистичная картина является абстрактным полотном.  "Без названия" – проект, безусловно, минималистичный. Минимализм, связанный с очищением формы, возникает как реакция, поэтому его принято рассматривать  в сочетании с предшественниками. Выставка Михала Будны также достигает наибольшего эффекта, вступая в противоречие  с буйством форм соседних экспозиций. Пестрые картины Кунса, подробная фотодокументация Гурски, монументальные объекты  Аниша Капура – отчетливо усиливают тишину  выставки "без названия".  В 50-е художник Ив Кляйн прославился проектом "Вакуум", на котором несколько тысяч посетителей простояли в очереди, чтобы увидеть пустую комнату, выкрашенную в белый цвет. Комната "Без названия" не совсем пуста, однако тем сильнее разочарование посетившего ее зрителя. Кто-то советует нововошедшим не терять время и идти в соседний зал, кто-то устраивает повторное прочтение небольшой аннотации. Но почти все раздраженно покидают экспозицию, не найдя возможности задержаться там даже на полминуты. Такая ситуация с "обманутым" зрителем определенно обнаруживает сходство со знаковым фильмом Бэнкси "Выход через сувенирную лавку", снятым в жанре пранкьюментари (фильм-розыгрыш). Для того, чтобы наглядно продемонстрировать, как выглядит искусство в глазах среднестатистического зрителя, анонимный граффитист создает персонажа Терри, воплощающего все стереотипы, касающиеся современного художника. Но Бэнкси обыгрывает этот "обман", даря утешение зрителю – ожидаемое и предсказуемое разоблачение современного искусства. Замешательство посетивших выставку Михала Будны вызвано скорее напоминаем о том, что в четком различии между искусством и не искусством нет необходимости. "Без названия" представляет вместо объекта шелестящие поверхности, а вместо формы – едва различимое противопоставление блеска и матовости, удачно используя аллюзию на  "Белое на белом"  Малевича.Для модернизма акт творения схож с преодолением пустоты: там, где не было ничего, появляется что-то. Объекты "Без названия" – скорее артефакты. Следы, указывающие на то, чего не было и, возможно, даже не будет: в экспозиции использованы целлофан, скотч, бумага – вспомогательные материалы, которые, как правило, ассоциируются с рабочими моментами монтажа экспозиции. Здесь вообще сложно выделить границы объекта и пространства. Объекты начинаются также незаметно, как и заканчиваются, нивелируя и без того эфемерный акт творения. То, что между вещью – объектом искусства – и вещью обычной нет никакой разницы – убедительно продемонстрировал редимейд.  Однако, не исключено, что между присутствием вещи в музейном пространстве и ее отсутствием, также нет никакой разницы.

Выставка Будны также напоминает о стратегиях против коммерциализации искусства:  в то время, как рынок демонстрирует удивительную гибкость в вопросах продаж,  художники вынуждены разными способами противостоять превращению своих работ в интерьерный декор.

В то же время известный философ и теоретик искусства Борис Гройс симптоматичным процессом считает не сколько коммерциализацию, сколько экономизацию искусства. Биеннале, также как футбольные матчи, вызывают приток туристов, приносящих дополнительный доход в бюджет. А успешность события, также как сайт, оценивается количеством посетителей. В целом же, из практики созерцания, посещение выставки превратилось в «движение зрительских тел в пространстве». Масштабность  и насыщенность событий современного искусства сводит посещение не к рефлексии, а к тому, чтобы успеть осмотреть все до конца.

Выставка Михала Будны "Без названия" максимально редуцирует материальный объект,  и сводит вопрос к экономике времени. Это важное напоминание о том, что искусство – это не вещь, не объект и даже не идея. Оно – "жизненный процесс, часть времени, которую можно потерять, ничего не приобретя взамен".

Фото : rtukraine.com.ua