Слово из четырех букв
- Автор
- Дата публикации
- Автор
“Можете ли вы умереть от смеха?” - спрашивает российский художник Валерий Чтак по-голландски, но не получает ответа.
Возможно не только в силу ограниченных лингвистических навыков киевской публики. Работы Чтака, часть которых можно обозревать в рамках его персональный выставки под названием "Автор неизвестен" в Mironova Gallery, непросты в прочтении. Причем непросты они во всех смыслах, так как одним из ключевых инструментов художника является текст, преимущественно иностранный (относительно русского, конечно). Текст в виде отдельных слов, словосочетаний и фраз содержится практически в каждой работе Чтака.
Участник школы Авдея Тер-Оганьяна, бывший анархист и еретический хасид Валерий Чтак пришел в современное искусство из литературы, потому надписи в его работах никогда не носят случайный характер. Несмотря на простоту и прямолинейность этих текстов, они несут гораздо больше, чем кажется на 1-й взгляд. В особенности, из работ, представленных на текущей выставке, стоит выделить “Sztuka Nie Jest Praca” (“искусство - не работа”) и “Praca Jiest Praca” (“работа - это работа”).
Для художника с левым бэкграундом подобные заявления мягко говоря нехарактерны. Но, по-видимому, левым себя Чтак уже не считает. Упомянутые работы стоит отметить еще и в контексте текущей дискуссии в украинской художественной среде о трудовых правах в системе современного искусства.“Искусство - это не работа” - на самом деле Бойсовская утопия. Каждый человек может ходить, но ходить это не работа. А заявлять о том, что искусство - это работа, значит утвердить элитистскую точку зрения. Ты не можешь быть художником, а я могу, поэтому я работаю. На самом деле художники - все дармоеды”, - сказал Чтак в интервью ART UKRAINE.Несмотря на яркое название с отсылкой к классическому постструктуралистскому диалогу, текущая выставка в Mironova Gallery не является каким-то отдельным проектом, а скорее очередным срезом творчества автора в конкретном пространстве, которое ему удалось радикально преобразовать в серо-черной монохромной эстетике.
Ожидая привычный комфорт одной из крупнейших киевских коммерческих галерей, зрители попадают в нечто прямо противоположное: на пол постелена заляпанная красками клеенка, эпизодично перекрашены стены и батареи. Непосредственно на стены нанесена и часть экспозиции.Это не первый проект с участием Чтака в Киеве. Не первый он и в сотрудничестве с галереей Татьяны Мироновой. Этим летом Валерий представил инсталляцию в рамках большого проекта параллельной программы Arsenale под названием “Апокалипсис и Возрождение в Шоколадном Доме”. В легендарном особняке, претерпевшем во время проекта множество метаморфоз, Чтаку выпало работать с Неорусским залом, который он впечатляюще преобразовал своей инсталляцией, часть которой можно увидеть на выставке "Автор неизвестен".
Фото : babyblog.ru