Трон Царицы Савской выставлен в Вечном городе
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Редчайшая экспозиция открылась в залах столичного дворца "Бранкаччо", где размещаются коллекции итальянского Национального Музея восточного.
Там выставлен трон легендарной правительницы древности - Царицы Савской (X век до н. э.). Экспозиция организована археологическим обществом под эгидой МИД и минкультуры Италии, при содействии посольства Республики Йемен в Риме.
Древние предания, восточные сказки и мифы дают весьма условный адрес государства Саба, где правила знаменитая Царица Савская. Считается, что ее столица лежала на перекрестке торговых путей, процветая за счет богатства недр и мастерства ремесленников. В Новом Завете владычица таинственного края лаконично именуется "царицей Южной". Она упоминается и в ветхозаветных преданиях: о Царице Савской говорится в той части Библии, которая называется "Песнь Песней". Услышав о славе царя Соломона, сына Давидова, она с огромным караваном даров приехала в Иерусалим испытать молодого царя загадками, ибо сама считалась мудрейшей женщиной своего времени. Блестящую стилизацию "Песни Песней" нам оставил Александр Куприн в повести "Суламифь". В мусульманских легендах дается имя царицы - Билкис, а страна ее называется "волшебной, сказочно богатой, скрытой за песками пустыни".
Основу римской экспозиции составляют экспонаты, доставленные на Апеннины итальянскими исследователями в 30-х годах прошлого века из Йемена, считающегося одним из вероятных адресов загадочного царства. Мифический белый трон восстановлен по древним описаниям и величественно возвышается в окружении артефактов и черепков, свидетельств далекой эпохи. Стены украшают репродукции произведений великих итальянских художников на этот популярный сюжет, в том числе копии картины Рафаэля "Суд Соломона" (оригинал - в Лоджиях Апостольского дворца Ватикана) и фрески Пьеро делла Франчески, хранящейся в средневековом городе Ареццо.
Впрочем, не только Йемен претендует на право называться родиной Царицы Савскоой. Эту честь оспаривают Эфиопия и Эритрея. Согласно старинным абиссинским хроникам "Кебра Негаст" ("Слава царей"), Хайле Селассие I, последний император Эфиопии, считался прямым, 225-м потомком династии Соломонидов.
Если верить этим хроникам, Менелик, сын Соломона и Царицы Савской, вернулся на родину к своей матери вместе с первенцами иудейских придворных, и даже вывез из Иерусалимского храма Ковчег Завета (или Ковчег Откровения - ларец, в котором хранились каменные скрижали с Десятью заповедями). По утверждениям эфиопов, Ковчег до сих пор находится в заповедном Аксуме, на севере страны. До настоящего времени в тех горах сохранилась община "фалашей" - эфиопских евреев, которые считают себя потомками иудейской знати, переселившейся на Африканский Рог с Менеликом I, ставшим родоначальником абиссинских негусов.
Русский поэт и путешественник Николай Гумилев написал в Петербурге в 1913 году такие строки: "Есть Музей этнографии в городе этом, Над широкой, как Нил, многоводной Невой, В час, когда я устану быть только поэтом, Ничего не найду я желанней его. Я хожу туда трогать дикарские вещи, Что когда-то я сам издалека привез, Чуять запах их странный, родной и зловещий, Запах ладана, шерсти звериной и роз". Похожий музей существует и в итальянской столице. где сейчас демонстрируется "виртуальный" трон библейской Царицы.
Выставка продлится до 13 января 2013 года.
Фото: leg-mif.narod.ru