Ландшафт за спиной "Джоконды" обрел новую географию

Автор
Ландшафт за спиной "Джоконды" обрел новую географию

Итальянские ученые предприняли новую попытку раскрыть тайну пейзажа за спиной Джоконды.

Новые споры и аргументы лишь подогревают давние страсти вокруг легендарной "Моны Лизы" Леонардо да Винчи (1452-1519).

По мнению экспертов, на полотне изображен не абстрактный, как некогда считали, а вполне реальный пейзаж. Причем он сейчас обрел новое географическое имя - Монтефельтро (ранее предположительно назывались такие местности как долина реки Арно - Вальдарно, отроги Альп, или окрестности городка Боббио). Как выяснилось, Леонардо разместил на заднике портрета древнее княжество Урбино (родину Рафаэля. Так сблизились имена 2-х великих живописцев Возрождения!). Леонардо изобразил Монтефельтро с высот Вальмареккьи, территории, ныне раскинувшейся в границах трех итальянских областей - Марке, Эмилии Романьи и, частично, Тосканы.

В этом убеждены две энтузиастки-исследовательницы: научный сотрудник Урбинского университета Оливия Неши и фотохудожник Розетта Боркья, которые называют себя "охотницами за пейзажами". Их выводы собраны в книге-атласе "Код П" (Codice P), только что отпечатанной в типографии издательства "Электра-Мондадори". Их работа поступит на прилавки книжных магазинов в декабре, но региональная газета "Коррьере Адриатико" (Адриатический курьер) рассказала некоторые подробности.

Леонардо, оказывается, чтобы изобразить этот таинственный ландшафт, использовал специальную методику, с применением техники "синтетической перспективы", позволяющей уместить столь обширную панораму на холсте размером 77 на 53 см. (Аналогичный прием использовал другой великий художник - Пьеро делла Франческа в двойном портрете герцогов Урбинских).

Авторы книги опираются в своих выводах на строго выверенные исторические сведения. Леонардо хорошо знал окрестности Монтефельтро: в 1502 году маэстро, в качестве главного специалиста по фортификации, сопровождал правителя Чезаре Борджиа в инспекционной поездке по этим краям, а в 1516 году находился там в свите Папы Льва Х и Джулиано Медичи на пути из Рима в Болонью. Для идентификации местности, изображенной на картине, важную роль сыграли геологическая и геоморфологическая экспертизы, проведенные совместно с геологом Андреа Диньяни ди Джези, специалистом университетского научно-исследовательского Центра средневековой археологии. Альбом "Код П" содержит 164 фотографии, в том числе панорамные, полученные с помощью аэросъемки и со спутников из космоса.

Ранее не случайно возникала гипотеза привязки пейзажа к Боббио, на севере Италии, где в 1472 году из берегов вышла река и снесла мост. Было высказано предположение, что на те события якобы указывают цифры "72", обнаруженные на полотне. Однако скептики утверждают, что знаки на холсте – не более чем многовековые трещины

Франческо ди Бартоломео дель Джокондо, как известно, заказал великому художнику портрет своей третьей жены, 24-летней Моны Лизы. Картина была закончена спустя 4 года, в 1503 г. и сразу получила известность. Вот уже почти полтысячелетия Джоконда смотрит каждому в глаза и сдержано улыбается. Это творение, вызывающее постоянный интерес, создал Леонардо да Винчи - живописец, ваятель, зодчий, певец, музыкант, стихотворец, философ, биолог, анатом, физиолог человека и животных, геолог, теоретик искусств, театральный постановщик, баснописец, математик, инженер, механик-изобретатель, предвестник воздухоплавания, гидротехник, фортификатор, физик, астроном!

Именно "Джоконде" посвящены проникновенные строки русского поэта Федора Тютчева: "Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик, В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…" Современные аналитики продолжают этот язык расшифровывать.