Классический балет умирает под напором популярной музыки

Автор
Классический балет умирает под напором популярной музыки

Классический балет в России умирает, и помочь ему могут только усилия правительства и деятелей культуры.

Такое мнение высказал во вторник прославленный российский хореограф Олег Виноградов, курирующий в Вашингтоне одну из лучших балетных школ США - Кировскую балетную академию. "Классический балет умирает потому, что его задавила попса", - сказал мастер, в свое время более 20 лет возглавлявший балетную труппу Мариинского театра, а ныне являющийся деканом факультета режиссуры музыкального театра Санкт-Петербургской консерватории. Со свойственной ему экспрессивностью он называет сложившееся положение "катастрофой". Знаменитый мастер уверен, что "противостоять этому можно только при наличии доброй воли правительства". По его словам, "деятели культуры также стараются бороться, но нас никто не слушает".

"Для меня балет является символом красоты, прежде всего женской", - отмечает мастер, на счету которого десятки постановок не только в знаменитой Мариинке, но и в других театрах бывшего Советского Союза, а также Германии, Венгрии, Болгарии и других стран. По его мнению, "сейчас никто не хочет заниматься красивым балетом, поскольку считается, что чем эпатажнее и уродливее постановка, тем она интереснее".

"Я занимаюсь балетом, но прекрасно знаю о том, что происходит в опере. И я не могу смотреть "Иоланту" Чайковского, действие которой происходит в концлагере", - признается знаменитый хореограф. По его словам, "это проявление пришедшей в Россию западной школы, когда замысел автора переворачивают с ног на голову".

Виноградов привел статистику, согласно которой в СССР было 55 балетных трупп с классическим репертуаром и 14 профессиональных балетных училищ. Сейчас их осталось 10 и 5, соответственно. "Наше старшее поколение балетмейстеров и исполнителей продолжает развивать то искусство, на котором мы воспитывались. Но предсказать будущее российского балета я не могу", - признал прославленный хореограф.

Виноградов не без юмора отметил, что, на его взгляд, причина такого положения связана с демократией. "Я всегда говорил, что период расцвета классического балета был при царях и при коммунистах. Ни те, ни другие не понимали балет, но он им нравился своей красотой", - сказал он. Хореограф напомнил, что в годы своего руководства балетной труппой Кировского (затем Мариинского) театра он "никогда не ходил с протянутой рукой, у нас всегда было достаточно средств для постановок". Сейчас, по его словам, "все иначе".

Коснулся Виноградов и Кировской балетной академии, одним из основателей которой он стал в 1990 году. "Мы создали одну из лучших школ в США. Нам было важно показать, что если люди хотят заниматься балетом, они могут это делать где угодно. И мы тоже готовы открывать такие школы по всему миру", - сказал он.

Рассказал прославленный хореограф и о собственных творческих планах, в частности, о постановке оригинальной версии балета "Спящая красавица". Он поведал, что 30 лет назад работал в берлинской Статс-опере, где объявили конкурс на новый сценарий "Спящей красавицы". "В то время я любил "похулиганить" и написал свое либретто. Я хотел рассказать сказку о современном королевстве с современными принцем и принцессой. К моему удивлению я выиграл конкурс, и меня пригласили осуществить эту постановку", - припомнил он.

Главным условием берлинского театра было то, что балет необходимо было ставить на музыку Петра Чайковского, а Виноградов, по его признанию, решил, что такой симбиоз современности и классики "будет не очень правильным". Тогда он отказался от собственной идеи, к которой вернулся лишь несколько лет назад, когда работал с Александром Чайковским - однофамильцем знаменитого композитора. "Это замечательный современный композитор, с которым мы подготовили несколько спектаклей. Я отдал ему либретто, и он согласился написать музыку", - поведал хореограф. По словам Виноградова, новый спектакль будет поставлен в московском Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.