Выставка посвященная "царю-моднику"

Автор
Выставка посвященная "царю-моднику"

Принц Нидерландов Виллем-Александер открыл накануне выставку, посвященную Петру Первому в "Эрмитаже на Амстеле".

Для широкой публики масштабная экспозиция, названная "Петр Великий, вдохновенный царь" отрывается сегодня и продлится до 13 сентября. Выставка приурочена к Году Нидерландов в России и России в Нидерландах, официальный старт которого назначен на 8 апреля.

Экспозиция в Эрмитаже на Амстеле рассказывает не только о биографии Петра Первого, который наряду с Анной Павловной - дочерью российского императора Павла Первого и супругой нидерландского короля Виллема Второго, является одной из наиболее известных жителям Нидерландов фигур российской истории. Царь Петр, пришедший к власти в возрасте 17 лет, предстает здесь как великий реформатор, полный решимости преобразовать свою страну. Он показан как человек, живо интересовавшийся разными сторонами жизни, открытый новым знаниям, не гнушавшийся никакой работы, владевший 14 различными ремеслами, разбирающийся не только в политике и военном деле, но и в искусстве. Так, здесь представлены собранные им богатые коллекции золотых украшений, оружия и предметов искусства из Азии, картины и прочие артефакты, которые Петр приобретал в ходе своих поездок в Европу.

На выставке широко представлены также личные вещи Петра, в том числе его одежда. Как рассказала, куратор выставки, хранитель костюмов Государственного Эрмитажа Нина Тарасова, в голландскую столицу из Санкт-Петербурга привезли 47 костюмов Петра Первого - военные мундиры, парадное облачение, костюмы моряка, домашнюю одежду, но пока показана только половина из них. "В целях сохранности эти костюмы нельзя выставлять более 3 месяцев, но выставка продлится полгода. Поэтому через 3 месяца мы полностью обновим гардероб Петра", - сообщила она. По словам Тарасовой, "в Государственном Эрмитаже хранится лучшая в мире коллекция мужского костюма первой половины XVIII века - от парадной формы до нижнего белья", в том числе около 300 вещей Петра. Например, такие экспонаты, как сохранившийся в коллекции Эрмитажа голландский костюм моряка есть далеко не во всех нидерландских музеях, подчеркнула она.

Отвечая на вопрос журналиста, можно ли сказать, что Петр был не только царь-плотник, но и царь-модник, Нина Тарасова ответила: "Еще какой! Это я говорю как человек, который каждый день может видеть и прикасаться к его костюмам". "У него был и вкус, и умение одеваться. Об этом говорят прекрасные ткани, богатая фактура и расцветки, тончайшее белье с богатой вышивкой", - рассказала куратор выставки. По ее мнению, подтверждением тонкого вкуса монарха служит и то, что в качестве образца для России он выбрал именно "лучшее в мире на тот момент французское платье, а не голландское, которое тогда отставало от моды лет на 20". А о том, насколько монарх разбирался в искусстве говорит, в частности, приобретение им в ходе путешествия в Нидерланды картины Рембрандта ван Рейна "Прощание Давида с Ионафаном". В то время великий живописец еще не был так знаменит, как стал впоследствии, и нужно было обладать поистине тонким вкусом, чтобы распознать настоящего мастера, подчеркнула Нина Тарасова. Полотно было куплено на аукционе собрания Яна ван Бейнингена в Амстердаме 13 мая 1716 года по поручению Петра и помещено во дворец Монплезир в Петергофе, а в 1882 году передано в Эрмитаж.

"Цель выставки - дать ответ на вопрос, почему интерес к этой личности не слабеет с годами", - подытожила куратор экспозиции.