Николай Цискаридзе рассказал всю правду об уходе из Большого театра

Автор

Самый известный танцовщик московского Большого театра Николай Цискаридзе оставляет главную музыкальную сцену России.

Контракт завершен, и поклонники артиста гадают, где они теперь увидят своего кумира, - того, в чьем танце, по единодушному признанию критиков, "заключены красота и совершенство классической школы"

С Большим театром Николай Цискаридзе был связан 21 год. Для балетного артиста, чей профессиональный век недолог, это почти целая жизнь. В ней свыше 30-ти хореографических партий, победы на международных конкурсах, престижные театральные премии. А еще многочисленные выступления на крупных зарубежных сценах, в том числе в спектаклях парижской "Гранд-опера" и в нью-йоркском "Сити-центре" с нашумевшим международным проектом "Короли танца".

Последнее время Николай Цискаридзе преподает в Московской академии хореографии - своей главной alma mater, где он учился после хореографического училища в родном Тбилиси. И теперь уже в учениках артиста отмечают то, что всегда ценили в его собственном искусстве: "образцовое освоение классического наследия". Воспитанник знаменитых балетных педагогов и даже великой Галины Улановой Николай, кажется, уже мог бы написать свой учебник танца, о котором говорит так:

"Если бы я писал что-то, то это бы называлось или "Школа русского балета", или "Школа классического балета". Потому что я выучен в этой системе, эта система меня родила, я одна из искр, которая вылетела из вулкана, - я не есть вулкан. Но что бы там было первое - это дисциплина, музыкальность и трудолюбие".

Высокий, стройный, с идеальными пропорциями, с природной мягкой пластикой движений Николай Цискаридзе - классический пример классического танцовщика, исполнителя благородных романтических героев. Это и стало его амплуа, с которым он выдвинулся на позицию премьера балетной труппы Большого театра и приглашался в постановки петербургского Мариинского театра.

Цискаридзе танцевал ведущие партии в "Лебедином озере" и "Спящей красавице", в "Щелкунчике" и "Жизели", в "Баядерке" и "Раймонде". Специально для него ставили роли в своих спектаклях такие известные российские балетмейстеры, как Юрий Григорович и Владимир Васильев, а также их французские коллеги Пьер Лакотт и Ролан Пети. Маэстро Пети подарил Цискаридзе, возможно, лучшую его партию, в которой он раскрылся не только как блестящий танцовщик, но и как талантливый актер. Это Германн в балете "Пиковая дама". Отказываться от привычного репертуара, наверное, трудно, но Николай Цискаридзе готов к переменам:

"Я не знаю, что со мной будет, когда я перестану танцевать – я имею в виду танцевать классический балет. У меня амплуа принцев и влюбленных юношей. Но есть возраст, когда ты уже смешон в белом трико с романтическим выражением лица. Есть другие роли, которые надо делать..."

Кстати, "другие" роли у Николая Цискаридзе уже были, есть и сегодня. И на сцене - например, гротескный Конферансье из балета "Золотой век", Падший ангел в одноименной хореографической миниатюры и даже уродец Квазимодо из балета "Собор Парижской Богоматери". И на телеэкране, благодаря чему о Николае Цискаридзе знают даже те, кто никогда не бывал на его балетных спектаклях: Цискаридзе частый гость телевизионных шоу и не первый год ведет балетный раздел программы "Шедевры музыкального театра" на канале "Культура". Яркая, неординарная личность, Николай Цискаридзе был и будет востребован.