Анна Павлова – легенда русского балета

Автор

Примадонна примадонн — так называли русскую балерину на всех континентах. Такого признания не удостоилась ни одна балерина мира.

Анна Павлова – истинная душа танца

Еще маленькой Аня увидела балет "Спящая красавица". Ее судьба была решена в тотже вечер. Анна уже не представляла жизни без танца.

Под чарующие звуки музыки сказочные фигурки в пышных платьях взмывают вверх и, кажется, задерживаются в воздухе вопреки всем законам тяготения... Пальцы девочки впиваются в бархатный край ложи, а горящие глаза устремлены на сцену.

Увидев впервые "Спящую красавицу", Аня без конца уговаривала мать отдать ее в императорскую школу балета. В тот год ее не приняли — она выглядела болезненно-хрупкой, да и вообще не соответствовала принятым эталонам красоты. Тогда Анне Павловой было восемь лет, но в десять она все же стала ученицей балетного отделения Петербургского театрального училища.

Затем были годы каторжного труда, которому порой с отчаянием, но всегда с любовью отдавалась девочка, ничем вначале не поражавшая учителей. Через восемь лет, в 1899 году, состоялся выпускной спектакль с ее участием.

Своим первым публичным выступлением Анна Павлова сенсации не произвела, но все же была зачислена в балетную труппу Мариинского театра. Спустя четыре года Павлова становится примой. И настоящая слава приходит к ней после "Жизели" в постановке великого Мариуса Петипа...

История любви Анны Павловой

О настоящей жизни Анны Павловой известно крайне мало. Она написала о себе прекрасную книгу, но предпочла говорить в ней в основном о секретах своего искусства. Ее муж и импресарио Виктор Дандре тоже оставил добрые, выразительные мемуары об Анне, в которых возвел ее на пьедестал. В итоге оба эти свидетельства из первых рук мало что могут рассказать нам о подлинных событиях, зато позволяют строить догадки.

Виктор Эммануилович Дандре, обрусевший сын родовитого француза, имел чин надворного советника, служил в Сенате. Дандре отличался прекрасными манерами, был элегантен, получил отличное образование. Виктор всерьез увлекся Анной, она ответила ему взаимностью, и он в знак своей любви подарил ей огромную квартиру и прекрасный белый зал для занятий.

Непростой поворот судьбы Анны Павловой

Павлова всю жизнь была благодарна Виктору. Однако у балерины был очень непростой характер. Она вела себя с Виктором как капризный ребенок — обижалась из-за пустяков, ругалась с ним по любому поводу, потом просила прощения, неизменно получала его, и после короткого перемирия все начиналось сначала. Друзья, часто становившиеся свидетелями этих ссор, спрашивали Дандре, как он все это терпит. Тот упорно молчал, потому что боготворил ее и не хотел впускать кого бы то ни было в их отношения.

В 1910 году гастроли Анны в Англии и Америке имеют грандиозный успех. В Петербурге Виктор не решается сообщить ей, что с него взяли подписку о невыезде: огромные расходы, немалую часть которых составляло содержание возлюбленной, вынудили его пойти на финансовые махинации.

Анна вновь отправляется на гастроли. Блистательные "Русские сезоны" Дягилева — Павлова в паре с Нижинским, Мордкиным — неслыханный успех. "Лебедь" Сен-Санса — такого парижского публика еще не видела. В Швеции сам король вручает Павловой орден "За заслуги перед искусством".

В 1911-м в Париже от брата Виктора она узнает, что сам Виктор находится под арестом за финансовые нарушения.

И тогда Павлова внезапно подписывает контракт с третьеразрядным лондонским "Палас-театром", где выступает днем и вечером в перерыве между номерами фокусников и дрессировщиков.

Для Дягилева и всех поклонников Анны это стало настоящим шоком. Вскоре причина ее "каприза" становится очевидной: она получает авансом все гонорары, причитающиеся ей, и отправляет деньги Виктору.

В 1912 году Дандре приезжает в Лондон, и Анна осуществляет наконец давнюю мечту: создает собственную труппу, а Виктора делает своим импресарио. С этой ролью он справился блестяще, став первым, кто по достоинству оценил могущество прессы: приглашал фоторепортеров и газетчиков на выступления Павловой — делал все, чтобы ее имя не сходило с газетных полос и интерес к ее творчеству не иссякал.

В том же году Анна и Виктор тайно вступают в брак. Так захотел сам Дандре — он считал, что звезда такого уровня, как Павлова, всегда должна оставаться недосягаемой, загадочной и желанной для поклонников. Пристанищем для них на долгие годы стал лондонский особняк Айви-Хауз, где по распоряжению Анны посадили множество любимых ею тюльпанов, пели обожаемые ею певчие птицы, а в пруду плавали прекрасные лебеди. Один из них, Джек, был совсем ручным...

Возвышенный талант Анны Павловой

Она не щадила себя. Кажущееся хрупкое телосложение сочеталось с крепкими мускулами. То, что она делала на сцене, было бы невозможно даже для самого мускулистого атлета без сверхъестественной нервной силы, которой обладала Анна.

В течение 20 лет она, почти не отдыхая, давала по восемь-десять спектаклей в неделю. Последние годы прошли в огромном напряжении. Осенью 1930 года Сергей Лифарь, самый модный танцовщик Парижа, осмелился сказать ей: "Я ценю в вас не просто прекрасное, но нечто возвышенное, необъяснимое. И ценю настолько, что готов убить вас, чтобы это видение осталось последним образом, не искаженным вами же, чтобы никогда не видеть вас недостойной вашего гения!" Впоследствии Лифарь очень корил себя за эти слова.

В 1931 Анну ждали гастроли в Гааге. Простая простуда внезапно перешла в плеврит. От операции, которая могла спасти ей жизнь, Анна отказалась — ведь после нее она не смогла бы танцевать. 23 января, не дожив до 50 лет, великая Павлова скончалась.