Легко ли не быть Гермионой

Автор

В прокат выходит фильм "Хорошо быть тихоней" с Эммой Уотсон в главной роли.

Пережив нечто неприятное и побывав в больнице Чарли отправляется в 1-й раз в старший класс. Переход в хайскул – это боевое крещение, испытание не для слабонервных, а у Чарли как раз с нервной системой на почве травматичного прошлого нелады. Так что и настоящее, где сестра встречается с тюфяком, а одноклассники мочат новенького в сортире, не ладится. До тех пор, пока первогодок не сводит знакомство с учениками выпускного класса Патриком и Сэм (Эмма Уотсон). Эта парочка тоже не вписывается в школьный уклад, но занимает позицию аутсайдеров-декадентов, которая позволяет плевать на уклад свысока, ну или откуда-то сбоку. Превратить Чарли из тихони в будущего писателя помогают учитель литературы, наркотики, а также песни The Smiths и Дэвида Боуи.

Стефен Чбоски дебютирует в режиссуре экранизацией собственного бестселлера 13-тилетней давности: в 1999 году он написал роман в письмах о подростках начала 1990-х. Письма главного героя неизвестному адресату в фильме остались, а с духом времени творится странное.

С одной стороны, в кадре нет ни айфонов, ни макбуков, зато постоянно мелькают аудиокассеты с записанными для подружек сборниками. С другой – по The Smiths идентифицируют своих и герои современных историй про умненьких деток (взять хотя бы образчик хипстерского конформизма "500 дней лета" Марка Уэбба). То ли за 20 лет культурные коды как раз вернулись в оборот, то ли Чбоски подыгрывает своим потенциальным зрителям, которые в дни выхода фильма в американский прокат должны вернуться со школьных каникул.Гадать, пойдут ли подросшие поклонники "Гарри Поттера" на фильм с выросшей из Гермионы артисткой Эммой Уотсон, – занятие пустое.

Если да, то придется ли им по душе история про застенчивого парня, которому повезло встретить раскованных друзей? Почему бы и нет: роман остается одним из самых востребованных в школьных библиотеках. В сущности, странно считать, что этой ролью Уотсон порывает с прилипшим за десяток лет экранизации романов Джоан Роулинг образом. Сэм – это вполне себе Гермиона, только без удачи попасть в волшебную школу и с тяжелым прошлым.

Прошлое, кстати, здесь у всех героев проблемное, хоть они и относятся к благополучному классу, а в будущем их ждут университеты в диапазоне от Колумбийского до Гарварда. В уже не раз рассказанную, но сыгранную симпатичными ребятами историю взросления назойливо лезет психоанализ: а что-то там случилось такое с каждым из них в детстве, что плодит проблемы на пороге взрослой жизни?

1-й поцелуй и 1-е печенье с марихуаной – сами по себе достаточный стресс, а чтобы прочувствовать весь травматизм нежного возраста, не обязательно перегружать его искусственным багажом: многозначительные намеки на психологические травмы в детстве героев заметно портят рассказ.

Знакомство этих ребят — вполне самодостаточный материал, вторичность которого компенсирует удачный подбор молодых артистов. Уотсон с короткой стрижкой — идеальная мечта для юного рефлексирующего читателя Фицджеральда и Сэлинджера. Эзра Миллер в роли экспрессивного декадента расширяет представления о своем актерском диапазоне после инфернального мальчика-убийцы из "Что-то не так с Кевином". Ну а Логан Лерман неожиданно напоминает Джейка Джилленхола времен "Донни Дарко".

История замыкается на троице и их ближайшем окружении, так что школа превращается в весьма условно прорисованный фон. И это, пожалуй, единственная объективная претензия, которую можно предъявить сценаристу и режиссеру Чбоски. "Хорошо быть тихоней" вписывается в ряд, который составляют те же.