Римский кинофестиваль раздал награды и подводит итоги

Автор

Главный приз - статуэтка "Золотого Марка Аврелия" достался фильму американского режиссера и фотографа Ларри Кларка "Девушка из Марфы".

Такое решение приняло профессиональное жюри, в которое вошел российский режиссер Тимур Бекмамбетов и возглавил американец Джефф Николс.

Кларк известен своими скандальными фото, которые в свое время причисляли к детской порнографии. Более 10 лет назад он снял нашумевший фильм "Детки" о молодежи с Манхэттена. Новая картина продолжает тему нравов современного американского общества, только место действия из Нью-Йорка перемещается в техасскую глубинку.

Премией за лучшую режиссеру удостоилась картина итальянца Паоло Франки "И они называют это летом". Исполнительница главной роли в этом фильме о странной форме любви, построенной на измене, Изабелла Феррари названа лучшей актрисой.

Гран-при жюри наградило еще одну итальянскую ленту - "У Али голубые глаза" Клаудио Джованнези. Эта же картина о проблемах интеграции выходцев из иммигрантских семей в Италии отмечена премией как лучший фильм специальным жюри дебютов. Для Джованнези, известного документалиста, это второй игровой фильм в карьере. Специального упоминания жюри удостоился Алессандро Гассман. Известный на Апеннинах актер, сын блистательного Витторио Гассмана, дебютировал в качестве режиссера и снял фильм "Дворняга", посвященный сложностям иммигрантской жизни в Италии. Жесткая картина была высоко оценена местной критикой.

Лучшей мужской ролью признана работа Джереми Элькейма в ленте француженки Валери Донзелли "Рука об руку". Она тоже посвящена теме "странной любви".

Приза зрительских симпатий удостоился фильм американцев Гэбриэла и Алана Польски "Мотельная жизнь", снятого по одноименному роману Уилли Влотина о двух братьях, вынужденных бежать из родного города после трагического инцидента. Это - режиссерский дебют Польски, выступивших продюсерами "Плохого лейтенанта".

В основном конкурсе всего участвовали 15 картин, включая российский фильм "Небесные жены луговых мари" Алексея Федорченко и новую работу Киры Муратовой "Вечное возвращение. Кинопробы", которая официально представляла Украину. Фильмом патриарха советского и российского кино завершался конкурс. Одну и ту же сцену "кинопроб" - к женщине приходит ее бывший сокурсник за советом в сердечном вопросе - разыгрывают разные пары актеров. Наиболее блестяще выходит полуабсурдная сцена у Олега Табакова и Аллы Демидовой. Задействованы в "пробах" и Рената Литвинова с Сергеем Маковецким. В фильме звучит музыка Земфиры.

Отдельными премиями были отмечены ленты из второго конкурса современного кино XXI века "ЧинеMAXXI", в котором состоялся показ фильма "Танец Дели" российского режиссера Ивана Вырыпаева.

Подводит фестиваль и практические результаты. В этом году существующий седьмой год смотр возглавил известный кинокритик Марко Мюллер, на протяжении семи лет бывший худруком Венецианской выставки кинематографического искусства. Он сразу привнес новую модель для римского фестиваля, который когда-то задумывался как "Праздник кино". С самого начала программа Мюллера вызвала полемику. На экранах в огромных многоместных залах столичного Аудиториума "Парка музыки" шли исключительно интеллектуальные авторские картины, а на красной ковровой дорожке - почти не было звезд. Из международных знаменитостей фестиваль посетил лишь Сильвестр Сталлоне, представивший все конкурса новый фильм Уолтера Хилла со своим участием, и Эдриен Броуди, сыгравший в китайской ленте Фэя Сяогана "Назад в 1942". В Рим не приехали из заявленных Чарли Шин, Билл Мюррей, Джуд Лоу. Кроме того, до последнего в Риме надеялись на участие Квентина Тарантино. Многие критики расценили, что скудость на громкие имена не отвечает высокому бюджету, который был выделен "под Мюллера".

Сам худрук свой фестиваль не считает неудачей. Несмотря на все слухи, что это его первый и последний год в Риме, Мюллер заверил на итоговой пресс-конференции, что намерен работать все три года, предусмотренные его контрактом. У него амбициозные планы сделать из Вечного города "евроазиатский центр аудио-визуального искусства". "А звезды подтянутся", - обещал Мюллер, который объяснил, что на подготовку этого фестиваля на совершенно новой базе у него было всего четыре месяца.

Не смущают организаторов и объективные данные о снижении доходов от продажи билетов и числа участников кинорынка "Бизнес-стрит". В среднем в фестивальную кассу попало на 15 проц меньше прибыли, чем в прошлом году /320 тыс евро против 380 в 2011 году/. Президент Фонда римского кино Паоло Феррари объяснил падение сборов "нормальным следствием общего кризиса". Цена билетов на показы в "прайм- тайм" достигала 30 евро.

Зато однозначно этот фестиваль привлек больше медийного внимания. На смотр аккредитовались на 15 проц больше журналистов, чем в прошлом году.