50 лет назад на Закарпатье снимали ''Войну и мир'' и ''Ватерлоо''
- Автор
- Дата публикации
- Автор
В далеком 1963-м, то есть 50 лет назад, состоялось событие, о котором обязательно рассказывают туристам закарпатские экскурсоводы.
В мае закончились съемки грандиозных сцен Аустерлицкого и Шенграбенского сражений для фильма-эпопеи Сергея Бондарчука ''Война и мир''. Немного позднее батальные сцены ''Войны и мира'' были признаны лучшими в истории кино, а сам фильм получил ''Оскар'' как лучшая лента на иностранном языке - самое высокое признание кинокритиков США, и много других международных наград.
Для съемок военных баталий режиссер Сергей Бондарчук избрал Мукачевщину, село Куштановица. 150 вагонов оборудования было отправлено с ''Мосфильма'' на съемочную площадку, тысячи солдатов были свезены на место съемок.
Не удивительно, что многие актеры и писатели вспоминают времена, когда происходил ''закарпатский'' период съемок фильма ''Войны и мира''. Бывали случаи серьезные и не очень. Например, как рассказывает оператор Анатолий Петрицкий, зимой они жили в новом пансионате. Холод, снега не позволяли полноценно работать, был вынужденный перерыв. Пока лежал снег, киношники сумели отснять самый сильный эпизод — дуэль между Пьером Безуховым и Дороховым, которых изображали 2 именитых режиссера — сам Бондарчук и Олег Ефремов (художественный руководитель театра ''Современник''). Эпизод снимался на территории санатория ''Карпаты''.
А тем временем зима не отступала. Однажды Сергей Бондарчук вышел во двор и слепил из снега статую Наполеона. Сергей Федорович, кстати, был отличным художником, поэтому снеговую скульптуру выполнил очень профессионально. А второй оператор был еще тем шутником — вылепил прямо рядом с Наполеоном фигуру голой женщины, к тому же во фривольной позе. Об ''искусстве'' киношников быстро узнали в санатории и близлежащих пансионатах. Веселая композиция стала весьма популярной, посмотреть на нее приезжали автобусами отдыхающие и туристы. Правда, снежные скульптуры, простояли недолго, потому что парторг киностудии приказал уничтожить "такое безобразие".
Вскоре начались съемки. Как описывал тот же оператор Петрицкий, настоящим полководцем оказался Сергей Бондарчук - давал четкие команды. Тысячи участников массовки выполняли все указания. Правда, Сергей Федорович был чрезвычайно требовательным, поэтому дубли делались по 5-7 раз, а иногда доходило и до 40. Это изматывало и операторов, и массовку, и актеров. Сказывалось технические и организационные недостатки, было много скандалов с руководством из-за нехватки пленки.
Обзор 80-тысячного войска, который проводили австрийский и российский императоры, снимали на футбольном поле Мукачевского стадиона, а знаменитый эпизод, когда герой Вячеслав Тихонов увидел над собой Аустерлицкое небо, - на территории винсовхоза вблизи Свалявы. В том году, как рассказал один из бывших сотрудников совхоза, на закарпатском вине заработали и начальство, и сторожа, и те, кто имел ''домашнее'', которые втайне приносили артистам и участникам массовки в 3-литровых банках. О том, сколько вина ''освоила'' тогда многотысячная армия ''французов'', ''австрийцев'' и ''русских'', история умалчивает, а вот за вытоптанные виноградники режиссер должен был рассчитаться с хозяйством.
Впрочем, все оплачивалось за государственный счет. Кстати, бюджет фильма был рекордным не только для советского кино, но и мирового. Но вложенные средства себя оправдали - был поднят престиж государства, ведь советский фильм получил не только ''Оскар'', но и признание профессионалов. Немалая заслуга в этой победе принадлежала закарпатским краеведам. Неслучайно следующий фильм о Наполеоне Бонапарте, ''Ватерлоо'', Сергей Бондарчук совместно с итальянцами снимал тоже на Закарпатье. К участию были приглашены звезды мирового кино.
Вот как описывает эти события хустянин Иван Глеба, который был тогда солдатом срочной службы, участником массовки: ''В том году меня как раз мобилизовали в армию. И так случилось, что тогда начали снимать ''Ватерлоо'', а людей не очень хватало. Поэтому нас, закарпатских новобранцев (всего человек 200), направили в Мукачевскую мотострелковую дивизию, вывезли в Русские Комаровцы (в Ужгородском), где был палаточный городок. Оттуда каждое утро мы 5 километров маршировали к месту съемок возле Нижнего Солотвина.
Поля на том месте специально засеяли всякими злаковыми культурами, но за полгода, пока снимали фильм, мы их так истоптали, что была только голая земля. В специальных ящиках для нас была составлена различная военная форма, но в основном мы были английской линейной пехотой. На полях нас полдня натаскивали, после чего снимали несколько кадров - и отпускали. Когда были съемки атак, боев, то все падали ''убитыми'' - все-таки уставали на солнце в теплой одежде. Тогда киношники начали назначать поименно тех, кто будет ''убит''. А остальные должны бежать дальше. Для того, чтобы снять мертвых лошадей, им давали 200 граммов водки - и те спали по 3-4 часа. Их можно было переставлять как угодно.
Можно меня увидеть в фильме? Вряд ли. Лицо распознать удастся лишь у тех, кто на первом плане, а мы были далеко, никого не различишь. Взял ли себе что-то на память? Нет, меня это как-то не слишком интересовало. Через полгода началась уже обычная срочная служба, а потом я попал в Египет, где как раз был конфликт между АРЕ и Израилем.
Вспоминаю ли ''однополчан с наполеоновской войны? Да, ведь там, как я говорил, были закарпатцы из Тячевского, Хустского, Виноградовского и Иршавского районов. Например, Миша Федак из Малой Копани, Николай Дубровка с Широкое, Юра Шутко с Нанково, Женя Жеребак..."
А вот еще одно воспоминание. ''Новобранцев, мобилизованных в ряды Советской армии из Одесской области, эшелонами отправляют в Западную Украину. В эшелонах промелькнули слухи - везут на съемки кино. Мол, итальянцы, пораженные батальными сценами в фильме ''Война и мир'', заказали Сергею Бондарчуку снять битву при Ватерлоо. В Мукачево исходим из эшелона - и нас везут в Ужгород, в военную часть. 3 недели - курс молодого бойца, потом присяга, и действительно вывозят в палаточный городок для участия в съемках. Их участниками были солдаты Прикарпатского военного округа, московский кавалерийский полк и московская верховая милиция.
Приехал Род Стайгер. Пехоту одевают в костюмы: старая гвардия Наполеона, шотландские стрелки, английский гвардия, австрийская армия. Костюмы старой гвардии - синие штаны, синие куртки, черные шапки, кирзовые сапоги, англичане - красные рубашки, отечественные галифе. Оружие тех, кто ближе к камерам, - муляжи наполеоновских времен, в остальных - винтовки образца 1942 года с пристроенными штыками. Тех, кто был перед камерами, гримировали, клеили усы, смазывали сажей''.
Для актера Анатолия Переверзева (снимался также в ''Они сражались за родину'', ''Рожденные революцией'', сейчас проживает во Франции) это была 1-я встреча с большим кино. Ведь именно Закарпатье произвело на него удивительное впечатление, о чем он часто вспоминает. Тем более, что его женой является девушка из Закарпатья.
А для местных аграриев съемки фильма запомнились уничтоженными посевами, поврежденными виноградниками. Однако все они, как уже было в случае с предыдущим фильмом, получили щедрые компенсационные выплаты.
Сейчас турфирмы не упускают и мельчайших фактов о создании 2-х крупных кинокартин на Закарпатье, когда знакомят гостей с этим краем. Места эти примечательны еще и тем, что, кроме описанных событий, в пригороде Ужгорода в 1939 году ''сошлись'' 3 границы - Чехословакии, Венгрии и Карпатской Украины, а неподалеку можно увидеть место теракта против министра Эдмунда Эгана. Но это уже совсем другое кино...