Харрисон и Скорсезе в поисках гармонии

Автор
Харрисон и Скорсезе в поисках гармонии

В прокат выходит фильм Мартина Скорсезе "Джордж Харрисон: живя в материальном мире".

В прокат выходит поставленный Мартином Скорсезе 3-часовой документальный фильм о жизни Джорджа Харрисона.

Подросток с огромным чубом, который одноклассники насмешливо называют "тюрбаном", а вот уже тот же самый человек – усатый длинноволосый красавец, разодетый в пестрые индийские одежды. А вот он – седой джентльмен, рассказывающий в домашней студии о своей молодости и о планах на будущее.

Увлечение гитарой, знакомство с Полом и Джоном. Ливерпуль, Гамбург, снова Ливерпуль, только уже совсем другой, со внезапно обрушившейся на еще совсем молодого человека сумасшедшей популярностью, которая была ему, как и трем другим участникам The Beatles, в радость лишь поначалу (закадровый голос читает письма Харрисона тех лет, в которых одновременно с восторгом уже чувствуются раздражение и усталость). Психоделические 60-е, "власть цветов" и встреча с индийским учителем Махариши, придавшие новый смысл жизни тому, кто так рано достиг всего, о чем только можно мечтать. Черно-белые фотографии с коллегами по группе времен разгара битломании. Архивные записи репетиций. Любительская съемка совместного музицирования с Рави Шанкаром. "Концерт для Бангладеш"...

Джордж Харрисон собирался снять документальную автобиографию с использованием материалов из личного архива сам, но не успел. И в том, что режиссером посмертной кинобиографии экс-битла стал именно Мартин Скорсезе (остальным было отказано), есть какая-то высшая справедливость. Действительно, кому, как не крупнейшему из ныне здравствующих голливудских режиссеров, можно было поручить такую ответственную задачу?

Дело тут даже не в личном знакомстве Харрисона и Скорсезе, а в том, что они оба – фигуры, вполне сопоставимые как по масштабам, так и по своему месту в "табели о рангах". Точно так же как автор "While My Guitar Gently Weeps", "Something" и "Here Comes the Sun" всю жизнь находился в тени своих коллег по "ливерпульской четверке", постановщик "Таксиста" и

"Бешеного быка" долго чувствовал себя темной лошадкой среди своих единомышленников поколения "нового Голливуда". Достаточно сказать, что "Оскар" достался ему лишь 5 лет назад, хотя, например, Фрэнсис Форд Коппола получал золотую статуэтку четырежды, и в первый раз еще в 1971-м. Так что выбору Оливии Харрисон (выступившей здесь в качестве продюсера) удивляться не приходится. Странным в грандиозной документалке Скорсезе может показаться другое: на первый взгляд, в режиссуре здесь не заметно ничего особенного и выдающегося. Словом, ничего авторского, за исключением разве что характерного для Скорсезе размаха, который часть зрителей принимает за обычное занудство.

Фильм-мемориал из 2-х частей общей продолжительностью 208 минут неслучайно пошел в прокат вскоре после премьеры по телеканалу HBO. По форме "Джордж Харрисон: живя в материальном мире" ближе всего не к документальной ленте, а к образовательной телепередаче, которую интереснее всего будет смотреть тем, кто ничего не знает о ее теме. Фрагменты хроники выступлений The Beatles и сольных концертов Джорджа, старые фотографии, которые не сходят с экрана порой по несколько секунд, наконец, "говорящие головы" коллег по "четверке" и по спецпроекту "The Traveling Wilburys", в котором Харрисон играл вместе с Бобом Диланом, Томом Петти и Роем Орбисоном, друзей детства, постаревших собратьев по духовным поискам, рассказывающих о перешедшем 10 лет назад в мир иной, как и положено, исключительно хорошее.

На первый взгляд, конфликта, без которого не бывает настоящей интриги, в фильме Скорсезе не заметно. По словам близких, Харрисон был отличным парнем, всегда стремившимся к истине, совершенству и красоте в широком смысле слова. Хорошим другом, любящим и искренним отцом. Прекрасным гитаристом и сочинителем, неординарным музыкантом, включившим ситар в инструментарий шестидесятников. Человеком, посвятившим всю свою взрослую жизнь самосовершенствованию. Казалось бы, на продолжительные признания в подобного рода любви смотреть смертельно скучно, тем более что первая полуторачасовая часть картины целиком посвящена и так хорошо известной любому битломану истории взлета и распада "четвертки". Но спасает фильм конфликт, о котором на словах друзья и коллеги Харрисона говорят лишь вскользь, но который становится все очевиднее, когда сидишь в кинозале.

На протяжении долгих лет Джордж Харрисон при помощи музыки, ЛСД, восточных учений или отшельничества пытался избавиться от терзавшей его внутренней дисгармонии, и наблюдать хронику этой борьбы оказывается увлекательнее, чем внимать любым выдуманным концепциям.

Джордж то злился, то радовался за свою жену Патти, когда она ушла от него к Эрику Клэптону. То благодарил LSD за подаренный трансцендентальный опыт, указавший дорогу к медитации, то называл американских хиппи, принявших его как учителя,"обычными наркозависимыми". Был глубоко религиозным автором гимна "My Sweet Lord" и в то же время спонсировал фильм "Житие Брайана по Монти Пайтону" – по утверждениям одного из "питонов", искренне радуясь скандалу, разразившемуся вокруг комедии на евангельскую тему. Судя по словам близких, Харрисон выиграл борьбу, придя в итоге к желанной гармонии. А вот право верить или нет этим словам Скорсезе оставляет зрителю.