"Храбрая сердцем": Pixar потеряла лицо

Автор
"Храбрая сердцем": Pixar потеряла лицо

Студия Pixar всегда снимала мультики со смыслом, и мыслила глубоко.

Не тем смыслом, что у Диснея, когда все жили счастливо и умерли в один день. И не тем, что у классических советских анимашек, в которых черт ногу сломит, а если и не сломит, то погнет основательно.
За примерами далеко бежать не надо. "История игрушек" и "Тачки" дадут вам совет, как завести друзей и заставить всех улыбаться."ВАЛЛ-И" и "Вверх" исповедуют тему одиночества, вселенского иль старческого. А "В поисках Немо" настырно ковыряется в проблеме отцов и детей. Как, собственно, и новейшая работа – совместный проект Pixar и Disney – фэнтези "Храбрая сердцем", получившая свое название вслед за историческим блокбастером опального Гибсона. За тем лишь исключением, что вместо рыбы-отца, ищущего в мировом океане своего сына, мы имеем рыжеволосую чертовку и ее мать, чьи отношения тоже требуют вдумчивого психоанализа.

…Самая обычная шотландская семья – одноногий король, его симпатичная жена-королева и четверо детей, включая одну своенравную огневолосую девочку и трех невообразимо хулиганистых близнецов дошкольного типа. Жили они, поживали, пока неожиданно не опомнились: принцесса Мерида подросла и пора ее выдавать замуж. Благо, что претендентов на сие теплое место – хоть попой кушай. Да и политически такое решение оправдано всецело. Кланов много, междоусобицы всякие, ни к чему это. Пущай меткий глаз и верная рука определит счастливчика средь одинаково неформатных кандидатов в мужья.

Однако девчонка – вырви глаз. Ей приключения и свободу подавай, а не тесные брачные узы. Папаше-балагуру такой расклад вполне понятен, ведь именно он воспитывал дочь по образцу и подобию своему. А вот королева-мать недовольна Меридой: не так сидит, не так бокал держит и манер царских не приемлет. Занудные увещевания того и дело перерастут в ссору, да и повод замечательный есть. Ведь женихи-то понаехали, а невеста так и норовит слинять. В общем, до драки дело не дошло, но поцапались мама и дочка знатно. И Мерида ускакала в лес.

А в лесу том, между прочим, ведьмочка дряхлая жила. То есть по дереву резчица, но это не суть важно. Проблему Мериды она поняла и за скромную мзду испекла ей кекс волшебный. Для мамы. Чтобы, наконец, судьбу изменить, да от замужества отвадить. Но кекс то ли подгорел, то ли не поднялся, и королева действительно начисто забыла о дочке. Ибо превратилась в медведицу. И с рассветом второго дня рискует в теплой шубе остаться навечно. Теперь у Мериды одна забота: как вернуть все на свои места, да побыстрее…

Пиксаровский подход, как, впрочем, и диснеевские шаблоны, видны невооруженным взглядом. Хотя глаза как раз вооружить придется, ибо мультик, само собой, демонстрируется в 3D. Пока еще "в том числе", но не ровен час и трехмерность станет единственно возможным форматом для компьютерной анимации.

Если быть откровенным, то Дисней своего напарника авторитетом-то придавил. Начисто. Потому как от глубокомысленности пиксаровских эскапад и метафор "Храбрая сердцем" свободна аки ветер. Тяга к упрощению собственного стиля была видна уже на вторых и абсолютно ненужных "Тачках", коими студия потчевала аудиторию в прошлом году. Печальное зрелище, ибо именно стиль подачи материала отличал студию от множества конкурентов по жанру, среди которых не только Дисней, но и DreamWorks ("Шрек", "Мадагаскар"), и Universal ("Лови волну!"). Темная сторона совместного предприятия – дохнет тот, кто слабее.

Не будем кривить душой, Дисней тоже кое-чем пожертвовал. Во-первых, типичной легкостью рассказа. Во-вторых, дедовским способом рисования. В-третьих, забавными персонажами-сателлитами, типа попугаев, хамелеонов, крабиков и иже с ними. Но это, скорее, минус, чем плюс, ибо "Храброй сердцем" отчаянно не хватает ироничности и второго плана. Оно приятно, когда главные герои переходят на стеб, но смотрится сие как попытка наверстать упущенное.

Сюжет больше перенял от "большого брата!" и традиционно прямолинеен аки стрела Мериды. То есть с 1-х минут ясно, что сначала все будут ссориться, затем претерпевать лишения, а в концовке радостно мириться и брататься, уходя на закат. По этому лекалу снято 95 % мультиков Диснея, что ни хорошо, ни плохо. С одной стороны, предсказуемость на корню убивает всякий смысл просмотра для взрослых, с другой – можно без оглядки брать с собой в кино отпрысков. Впрочем, в "Храброй сердцем" все-таки есть пара кадров, для детей не сильно удачных. Хотя нынешнее подрастающее поколение, с младых лет сидящее в социальных сетях, уже вряд ли чем-то удивишь.

Персонажи колоритные, но в меру. Рыжеволосая девушка-огонь Мерида напомнит зрителю всех диснеевских красавиц разом, начиная от Русалочки и заканчивая Рапунцель. Мама весьма уныла в человеческом обличье и невероятно забавна в медвежьей шкуре. Но самым удачным получился папашка-король и его вассалы. Это сборище мужиков в юбках, собственно, единственная достойная причина для последующего пересмотра мультфильма в домашней обстановке. Увы, на этом все. Никаких тебе симпатичных говорящих зверушек (вороненок на подтанцовке в ведьминой избушке – слишком уж сиюминутное камео). Вместо них авторы подключили 3-цу рыжих сорванцов, но те лишь булочки тоннами воруют и особой роли в сюжете не играют.

С чем в "Храброй сердцем" однозначно плохо, так это с шутками юмора. И тут винить надо обе студии, ибо мастерами доводить публику до колик нынче считаются DreamWorks Animation, чьи мультики одинаково удачно совмещают и взрослые скетчи, и детские забавы. В нашем случае классическая история лишь скромно приправлена комедийными моментами.

Вот так и вышло, что Pixar потеряла лицо. Бонусом перед основным мультфильмом демонстрируют две короткометражки – диснеевскую "Рапунцель: Счастлива навсегда" и пиксаровскую "Луну". И сразу видно, откуда растут ноги, а откуда их оторвали. Перед нами абсолютно ровный, стерильный проект. Булка без изюма. Послевкусие соответствующее. Вроде что-то пожевал, но хочется заесть.