Лучшие украинские книги 2018 года

Автор

Среди достойных изданий этого года неожиданно оказались яркий дебютант и признанный мастер жанра, представитель магического реализма и классик жесткой прозы.

Впрочем, именно мистика, эзотерика, и психоделия в стиле Гофмана и Метерлинка - это то, что творит сегодняшние сюжеты, называясь готической литературой, а старый добрый роман приключений и детективная повесть оказываются самым любимым чтивом

Юрій Андрухович. Коханці Юстиції. - Meridian Czernowitz, 2018

Наконец "живой" классик современной литературы порадовал нас новой книгой, названной или им самим, или издателем - "паранормальным" романом. На самом деле, это, конечно же, не роман, поскольку автор давно уже перешел на эссеистику, а "восемь с половиной" замечательных рассказов. Именно они и складываются в своеобразный роман - со временем, памятью, детством-юностью и, безусловно, советской зрелостью. Более того, объединяет их пусть даже не сюжетно, но по крайней мере тематически - общая черта, присущая всем героям рассказов. Это, во-первых, страсть к преступлениям, а во-вторых, тайная любовь. В данном случае, как видно из названия "романа", все они зависят от богини правосудия.

Кого же мы видим в этой галерее убийц и душегубов, населяющих необычный эпос уголовного мира, родом из судебных актов и криминальных хроник старого Львова? Представители его пестрые и разнообразные, это и герои городских легенд, и чернокнижники, и повстанцы - вымышленные, реальные, живые и мертвые души из коллекции тайных страстей. Разбойник Самойло Немирич, тайный агент Богдан Сташинский, средневековый монах Альберт Вироземский, террорист Мирослав Сочинский, бизнесмен Марио Понграц, причастный к расстрелу подпольщиков-националистов и даже Фантомас из кинематографического детства автора. "Чтобы этот роман был написан, я должен был несколько раз становиться другим человеком. Я не придумывал этих историй: они сами меня находили, а я только дополнял их вероятными деталями. Хотелось создать густо-насыщенный и в то же время абсолютно увлекательный текст, от которого читателю очень нелегко оторваться. Судя по реакции первых читателей, это в значительной степени удалось", - рассказывает писатель.

Ірен Роздобудько. Прилетіла ластівочка. - К.: Нора-друк, 2018

История в этом романе о загадочном событии, произошедшем в 1921-м, тянется в наше настоящее, аж в Америку, где в доме престарелых умирает пациент, который называет себя братом Николая Леонтовича. Именно того автора рождественского Щедрика, известного во всем мире под названием Carol of the Bells. Психологического напряжения рассказ достигает тогда, когда в семье главного героя, который имеет свою собственную тайну, приходит исследователь, рассказывая об обстоятельствах смерти украинского композитора. Который впустил в дом убийцу, поскольку знал его. Вместо этого тайна этого преступления, когда "официально" при загадочных обстоятельствах от рук "петлюровского" убийцы погиб Леонтович, хранилась в советских архивах более 80 лет.

Кто на самом деле убил украинского гения? Роман открывает завесу над этой загадочной историей, у которой был большевистский след. "Стівен посміхнувся, потираючи руки, запально заговорив: - Це ж справжній детектив! Якби я вів розслідування, то звернув би увагу на всі ці факти! Але мама має рацію - більше на те, що постріл пролунав на світанку! Тобто… Тобто, вони провели в одній кімнаті цілу ніч. Кат і жертва? Тобто, вони говорили? Про що?!"

Володимир Лис. Стара холера. - Х.: Клуб Семейного Досуга, 2018

Очередной народный эпос от признанного мастера - это символический поединок человека со смертью, в какие бы жанровые одежды ни наряжался рассказ, а также ее герои. Сейчас их четверо, как мушкетеров, и наделали они при жизни немало такого, о чем стоит написать целый роман. "Хоч і рідше та все ж час од часу збиралися й теперка, постарілі, полисілі й облізлі, бо досі, як мовив колись Роман, сидів у кожного в дупі магніт, що притягав їх один до одного і всіх їх докупи. Ще сказав якось Омелян: - Мо’, доки разом ото валандаємось, то стара карга й побоїться зі своєю косою підходити".

Впрочем, уже в начале повествования по всем законам жанра произошла печальное, и вроде бы уже и запоздалое приключение, хотя и "кепкували часом з тої часниці, і тої росомахи, що має прийти і затулити білий світ своєю чорною тінню, і от вона, вочевидь, прийшла". Поскольку Адаму, как звали одного из героев романа, необходима Ева, хотя и звали ее в селе Красная Ружа. На самом деле эта экзотическая полесская элегия - как символическая история целой страны, своеобразная книга народной памяти, которую не искоренить репрессиям или голодоморам.

Олесь Ульяненко. Перли і свині. - Х.: Фолио, 2018

Свою книгу автор, которого при жизни травила церковь и комиссия по морали, определял, как роман-комикс. По динамическому сюжету, сногсшибательным приключениям, а главное - реалиям, в которых происходит действие - Украина будущего после ядерной войны - роман, написанный в 2009 году, вполне можно назвать первым украинским кибер-панком. В украинской столице, которая погрузилась в эпоху динозавров, беснуется проповедник-мошенник Абрахам Ли вместе с главным героем, которые устраивают в далеком будущем настоящую революцию.

"Динозаври по груди ходили в крові, наче у червоній річці. Ворогові не давали передихнути ані на хвилину. Динозаври з фанатизмом йшли на смерть аби дістати жерця і чорного, щоб у них було багато хрум-хруму. Вал накочував за валом. Гухкали з піраміди гармати, і снаряди лягали рівно, але майже усі не в ціль. Стрілки вони були нікудишні. Абрахам Лі явно програвав у людях, але не в позиції. Але він знав, що надовго цього не стане, і подумував, як викрутитися з цієї ситуації".

Сергій Мартинюк. Капітан Смуток. - Х.: Фабула, 2018

"Никак не могу поверить, что фронтмен группы, музыку которой я не выдерживаю дольше двух минут, и автор этой прозы, от которой порой так трудно мне оторваться - один и то же человек", - удивляется в предисловии к этому роману Юрий Андрухович. Среди эпиграфов - строки из Керуака и Паланика, Кинга и Буковски, Сэлинджера и Брэдбери. Автор предисловия называет это "авторским иконостасом" и "духовными предтечами" этой прозы, хотя на самом деле культовые имена задают тон романа, предупреждая, в каком именно регистре будет выполнена та или иная часть.

Зато их наполнение - это уже сугубо авторский стиль, который, тем не менее, иногда хочется назвать "украинским Пелевиным". Ведь, кроме прикольных лайфхаков и афоризмов, которыми заканчивается каждый раздел (типа "конвейера свежих новостей в лентах соцсетей - как отвлекающего от реальности маневра" и - "одни проживают жизнь на сноуборде, другие - на лыжах"), у автора есть еще собственное "жизненное" наполнение всех вышеупомянутых "зарубежных" моделей повествования. Где яркой звездой сияет харизма приятеля героя-рассказчика, который напоминает персонажей того же Андруховича, а именно - богемного поэта Пи в растянутой футболке, "которая идеально подходила ранним годам Иисуса Христа", "божественного синхрона жизненного пульса" по имени Капитан Грусть, "всадника на безглавой лошади кратковременной летней ночи". Сам авантюрно-дорожный роман - это динамичное, искреннее и философское чтиво раз для того, кто, как и главный герой романа, не собирается "весь свій вік так і лишатися в стінах малосімейки, де під пильною опікою матері, де минали мої дитинство, юність та конала в агонії молодість".

Богдан Коломійчук. Моцарт із Лемберга. - Л.: Видавництво Старого Лева, 2018

Действие этого романа происходит в первой половине XIX века в Вене, Галиции и Баварии. Главный герой - младший сын гениального композитора Вольфганга Амадея Моцарта, Франц Ксавер. Несмотря на унаследованный талант, Франц не достиг славы отца, но жизнь его была полна страсти, интриг и приключений. А судьба - тесно связана со Львовом, тогдашним Лембергом.

"Мені здається, що Франц Ксавер посміхається з небес, адже про нього нарешті знають у Львові, - замечает автор. - Без сумніву, це один із найвидатніших львів’ян. Так, я беру на себе сміливість назвати його львів’янином. Адже як інакше назвати людину, яка прожила в культурній столиці України більшу частину свого життя, 30 років? Людина, яка зустріла тут своє кохання. Нехай нещасливе, але справжнє. Людина, яка заснувала у Львові музичне Товариство св. Цецилії. Він точно львів’янин".

Євген Лір. Підземні ріки течуть. - К.: Видавництво Жупанського, 2018

Автор послесловий к классикам "темной" литературы Чемберса, Меррита, Мекена, а также переводчик Короля в желтом Чемберса и Лунного ребенка Кроули решил попробовать сои собственные творческие силы в жанре "экзистенциального хоррора", и это, следует признать ему удалось. Несмотря на то, что предисловие к сборнику его рассказов предупреждает, что читателю нелегко будет пробираться по лабиринту сюжетов, свеча, которую зажигают в самом начале в таинственном подвале, светит сквозь весь "темный" рассказ автор-дебютанта.

Символы и знаки, намеки и догадки будут сопровождать нас на протяжении всего действа, которое разворачивается во всех новеллах сборника. В каждом из них - своя загадка и тайна. Молодые супруги отправляются в путешествие в самое сердце Тьмы, художница-криминалистка вместо объектов видит символы, продолжается игра в Кита, Остров и Тьму. И все это в обрамлении инфернального ужаса, метафизического страха и множества острых эмоций, которые возникают при чтении этого сборника. Но его основная ценность - кроме восхищения, которое он вызовет у настоящих ценителей жанра - это чистота эксперимента высадки побегов мировой "литературы ужасов" в украинскую почву.

Ольга Деркачова. Дім Терези. - Брустурів: Дискурсус, 2018

Этот городской роман - не история Амели из одноименного фильма, позитива здесь изначально нет, поскольку умер близкий человек, и вся жизнь теперь - это постепенное вытеснение горькой памяти. Впрочем, лирическое настроение, необычные образы, яркие метафоры в романе напоминают все же "французский" стиль Франсуазы Саган. С другой стороны, экзотичность новой (после трагедии) специальности героини - как из экранной фантасмагории в стиле Федерико Феллини - она работает "обнимальщицей", посещая одиноких людей - юношей, девушек, мужчин и женщин: психологическая помощь (даже иногда в постели, но без секса) сегодня, как известно, нужна многим.

Вот только ее форма, которую выбрала героиня (филолог в прошлом) довольно нестандартная, хотя это интригует, призывая дочитать роман до конца (узнав о Доме, который возник на почве этой идеи), опять-таки обращает к "французскому" опыта. Ведь в Париже работает кабинет известного философа, с которым за определенную плату можно поговорить на любые темы, интересующие клиента - те же, что и у героини романа: "про книги, фільми, музику, трохи про спорт і машини. Але не про політику. Політика викликає тривогу, економіка також. Ми ж не хочемо тривожитися перед сном, правда?"