"Шестерка" и Иран: итоги раунда переговоров

Автор

Это был уже второй раунд менее чем за месяц.

Переговоры Ирана и "шестерки" /пять постоянных членов СБ ООН плюс Германия/ по ядерной программе Тегерана завершились сегодня в Женеве без заключения соглашения, но продемонстрировав, что все участники готовы продолжать серьезный разговор, который может привести к результатам в течение ближайших недель. Это был уже второй раунд менее чем за месяц. И та оперативность, с которой стороны договорились встретиться вновь - всего через три недели - является беспрецедентной для данного формата дискуссий, особенно если учесть, что иногда переговоры прерывались более чем на год. Во время предыдущего раунда, прошедшего в Женеве в середине октября, его участники отметили резко изменившуюся тональность дискуссий на фоне смены политического руководства Ирана в результате президентских выборов и полного обновления иранской переговорной команды.

Поэтому не будет преувеличением сказать, что ожидания перед встречей были довольно высокими. Этому же вполне соответствовали и заявления основных действующих лиц дипломатического марафона. Так, пресс-секретарь Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Майкл Манн заявил по итогам первого дня, что "есть прогресс", а глава МИД Ирана Джавад Зариф высказал надежду, что участники переговоров "достигнут понимания или придут к соглашению".

Когда же стало известно о том, что госсекретарь США Джон Керри летит в Женеву, чтобы "помочь уменьшить разногласия на переговорах", многие заговорили, что это неспроста. Так, источник в американской делегации ранее заявил, что Керри едет "не для того, чтобы стать свидетелем провала". На следующий день события стали разворачиваться с еще большей скоростью. В Женеву начали прибывать главы МИД всех стран, входящих в группу "пять плюс один". В результате раунд, изначально заявленный как двухдневный, "перетек" на третий день, субботу, а его уровень был повышен до министерского. Исключением стал лишь Китай, направивший в Женеву замглавы мининдел.

Всю субботу высокопоставленные переговорщики провели к отеле "Интерконтиненталь" за бесконечными встречами в двухстороннем и трехстороннем форматах. В большинстве из них участие принимала "координатор" переговоров, Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон и глава МИД Ирана Джавад Зариф. Детали обсуждавшихся предложений держались в секрете, но, по информации западных СМИ, США готовы согласиться на право Ирана обогащать уран, однако при этом степень обогащения не должна превышать 3,5 проц. Одновременно сокращается и количество действующий центрифуг. Помимо этого, писали СМИ, Иран прекратит обогащение урана до 20 проц уровня, что приближается к показателям оружейного, переработает уже имеющие запасы подобного урана в безвредный оксид урана, а также возьмет на себя обязательства не запускать плутониевый реактор на объекте в Араке". При этом в качестве ответного шага США и ЕС должны были ослабить ряд экономических санкций.

К середине дня субботы из осаждаемого журналистами отеля стали поступать заявления уже не столь оптимистичные, как в начале раунда, причем касались они не характеристик ядерных объектов, количества центрифуг и так далее, а темы санкций. И тот же Джавад Зариф, еще недавно оптимистично настроенный по поводу исхода переговоров, заявил, что шансов на достижение соглашения мало. "Остается много нерешенных вопросов… Необходимо решать вопросы, связанные с санкциями", - пояснил он.

Позже появилась информация о том, что препятствием на переговорах стала бескомпромиссная позиция, занятая главой МИД Франции Лораном Фабиусом. "Американцы, ЕС и иранцы напряженно работали вместе в течение месяцев над этим предложением, и это ничто иное, как попытка Фабиуса придать себе важности на поздней стадии переговоров", - сказал источник в западной делегации агентству Рейтер, объясняя причины отсутствия договоренности. Сам же Фабиус в эфире радиостанции "Франс-энтер" назвал в числе наиболее проблемных аспектов уже накопленные Тегераном запасы урана, обогащенного до 20-процентной отметки. "Это много. Необходимо понять, как снизить уровень до 5 проц", - отметил он. Помимо этого, добавил Фабиус, вопросы у "шестерки" вызывает плутониевый реактор близ города Арак, предназначенный, по заверениям иранских властей, для исследовательских целей.

После всех этих заявлений распространенное в середине дня сообщение о том, что через несколько часов, в Международном центре конференций Женевы запланирована итоговая пресс-конференция, было расценено журналистами однозначно - договорится не удастся. В итоге так оно и вышло, однако перед итоговой пресс-конференцией, в которой приняли сначала Эштон с Зариф, а потом отдельно - Керри, стороны собрались за столом переговоров в формате "шестерка" плюс Иран и так долго говорили за закрытыми дверями, что об итогах дискуссий сообщили уже после полуночи. Услышанное журналистами подтвердило - договора не будет, однако внушило оптимизм по поводу будущего переговорного процесса. "Могу сказать без преувеличения, что мы не только уменьшили количество существующих различий и прояснили те, что еще остаются, но и достигли значительного прогресса в работе над подходами к решению этих вопросов", - сказал Джон Керри. При условиях наличия доброй воли и напряженной работы "мы можем в ближайшие недели выполнить нашу задачу", добавил он.

Эштон признала, что "определенные разногласия остаются", но подчеркнула, что "достигнут большой конкретный прогресс". Зариф в свою очередь сообщил, что прошедшие переговоры "закладывают базу для движения вперед". "Я совсем не разочарован. Это была хорошая встреча. Я искал политической воли, решительности, готовности, доброй воли для того, чтобы завершить нынешний этап и перейти к выполнению первой фазы", - сказал он. "В конце концов у нас всех есть разногласия и именно поэтому мы находимся здесь", - в итоге примирительно заметил Зариф.

[news id="874907"]