Миссия Брахими в Дамаске дала надежду на выход из кризиса

Автор

Надежду на выход из кризиса вновь дала посредническая миссия, с которой прибыл в САР совместный спецпредставитель ООН и ЛАГ Лахдар Брахими.

О прекращении кровопролития, мире и согласии молились сегодня сирийские христиане во время рождественских служб в храмах Дамаска, Алеппо, Хомса и других городов. Надежду на выход из кризиса вновь дала посредническая миссия, с которой прибыл в САР совместный спецпредставитель ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) Лахдар Брахими.

Как пишет газета "Ас-Сафир", несмотря на весьма скудную информацию по итогам его переговоров с президентом Башаром Асадом, в дипломатических кругах на этот раз склоняются к оптимистической оценке перспектив прихода к компромиссной политической сделке.

О том, что в Дамаске не возражают против "демократического и цивилизованного разрешения кризиса", заявил перед визитом Брахими министр информации Омран аз- Зуаби. Он дал понять, что правящий режим готов "к серьезному диалогу с патриотической оппозицией внутри страны и за рубежом, которая отвергает иностранное вмешательство". Вслед за этим в региональных СМИ появилась информация о том, что в ближайшее время может быть согласован состав переходного правительства из приемлемых для властей и оппозиции фигур, которому сирийский лидер передаст властные полномочия. Сам Башар Асад не собирается уходить с политической арены и намерен выставить свою кандидатуру на президентских выборах в 2014 году.

Миссия Брахими на фоне конструктивных контактов американской и российской дипломатии по сирийскому досье была неоднозначно воспринята в стане оппозиции. Как заявил один из лидеров Национального координационного комитета (НКК) Хайсам Манаа, американо-российские договоренности на базе Женевского коммюнике от 30 июня "придают необходимый импульс посредническим усилиям" Брахими. Согласие между Вашингтоном и Москвой, по его мнению, открывает путь "историческому компромиссу".

НКК - основная оппозиционная группировка внутри Сирии, действующая легально, хотя и открыто призывающая "к демонтажу тоталитарного режима". Ее вождем выступает 80-летний арабский националист Хасан Абдель Азим. В лоно НКК действуют свыше 20 партий и движений, большая группа независимых деятелей либерального толка, известные правозащитники и интеллектуалы-диссиденты, подвергавшиеся в прошлом репрессиям. НКК бойкотировала референдум по новой конституции в феврале и парламентские выборы в мае. На прошедшей в Дамаске 23 сентября конференции "Патриотических сил за спасение Сирии", организованной комитетом, была разработана платформа переходного периода к светскому демократическому государству.

Политическим конкурентом НКК стала созданная в Дохе 11 ноября Национальная коалиция оппозиционных и революционных сил (НКОРС), признанная в декабре на 4-й встрече "Группы друзей Сирии" в Марракеше "законным представителем сирийского народа". В роли ее основополагающей силы выступил Сирийский национальный совет (СНС), состоящий из эмигрантских фракций, в котором решающее слово принадлежит "братьям-мусульманам" - давним противникам баасистов, поднимавшим вооруженный мятеж в 1980-х. В него входят также осевшие на Западе интеллектуалы либеральных и левых взглядов.

СНС, созданный в Стамбуле год назад при содействии турецкой дипломатии и активном спонсорском участии со стороны Катара и Саудовской Аравии, был призван стать руководящим политическим крылом так называемой "Сирийской свободной армии" (ССА), однако не справился с этой задачей. В итоге вооруженная оппозиция, несмотря на появление "объединенного военного командования сирийской революции" во главе с бригадным генералом Селимом Идрисом, выглядит как самостоятельная структура или несколько структур. В ней преобладают вооруженные формирования, названия которых свидетельствуют об экстремистской направленности и связях с "Аль-Каидой". Наиболее опасной в военном отношении считается "Джебхат ан-Нусра" ("Фронт победы"), куда влились наемники, воевавшие в Афганистане, Ираке и Ливии. Возглавляемая "Ан-Нусрой" коалиция из 14 радикальных группировок, объявила 20 ноября в Алеппо об учреждении "Исламского эмирата" на севере Сирии.

Лидером НКОРС избран бывший имам Омейядской мечети Дамаска шейх Ахмед Муаз аль-Хатыб - авторитетный исламист умеренных взглядов. Аль-Хатыб в понедельник повторил свой отказ от какого-либо диалога с властями. НКОРС "настаивает на немедленном уходе Асада со своего поста и только после этого согласится обсуждать возможные политические сделки", заявил он. Непримиримый курс коалиции "поощряет дальнейшее насилие", считают в НКК. По словам Хайсама Манаа, за НКОРС стоят региональные силы, выступающие за военную развязку кризиса.

Лояльной оппозицией принято считать Народный фронт за перемены и освобождение (НФПО), который возглавляет вице-премьер по экономическим вопросам Кадри Джамиль ( председатель Партии народной воли). В НФПО входит Сирийская национальная социальная партия (СНСП), одна из старейших политических организаций страны. Сирийские националисты конкурировали в свое время с баасистами, пришедшими к власти в результате переворота 8 марта 1963 года. Один из молодых лидеров СНСП Али Хейдар занимает пост госминистра по национальному примирению. Он сыграл важную роль в подготовке 1-й конференции по межсирийскому диалогу в Тегеране (19-20 ноября), которая прошла под девизом "Нет" насилию, "да" - демократии". НКК и НКОРС в ней не участвовали.

Помимо Стамбула, Парижа и Каира, зарубежным оппозиционным центром стал в последние месяцы Амман, где обосновался бежавший в Иорданию экс-премьер Риад Хиджаб. Он пытается сплотить вокруг себя чиновников и офицеров, порвавших с режимом. Созданное Хиджабом Свободное патриотическое движение отстаивает национальное единство и территориальную целостность Сирии.

Пестрота оппозиционного поля, по мнению аналитиков, затрудняет процесс налаживания контактов. В такой ситуации единственным решением может быть формирование переходного правительства из независимых фигур. Газета "Аль-Хаят" сообщила сегодня о появлении инициативной группы "Сирийский диалог", которая выступает от имени "молчаливого большинства". В ее составе представители академических кругов, публицисты и адвокаты, которые, по словам ученого- экономиста Арефа Далилы, ставят своей целью преодолеть раскол сирийского общества и способствовать его консолидации на новом историческом этапе.