Экс-президент Колумбии возвращается в большую политику
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Альваро Урибе объявил о создании нового политического объединения "Коалиция движения к Чистому демократическому центру".
"Мы готовы создать коалицию движения к Чистому демократическому центру вместе с гражданами и партиями для того, чтобы участвовать в выработке общей политической платформы, определиться с предварительными кандидатами на пост президента, а затем поддержать единого кандидата, - прокомментировал свое решение Урибе. - Я хочу, чтобы в каждом городе и даже в маленькой деревне Колумбии была создана политическая структура, которая бы объединила граждан и организации". Сам Урибе пояснил, что он хочет "всего лишь быть одним из участников этой борьбы", отметив, что единственным его мотивом является благодарность стране, которая доверила ему на восемь лет стать президентом.
Это событие стало, по сути, отправной точкой для президентской гонки перед выборами 2014 года. Сам Урибе как очень амбициозный человек явно тяготился отведенной ему ролью статиста в политической жизни страны. Даже перед тем как уйти из власти он предпринял попытку изменить основной закон государства, чтобы остаться на президентском посту на третий срок, однако конституционный суд не позволил ему этого сделать.
В последнее время в Колумбии проходили дискуссии о роли, которую Урибе может сыграть в будущем правительстве. Говорили, что он может стать вице-президентом при нынешнем втором человеке в стране Анхелино Гарсоне, если тот решится идти на выборы в качестве независимого кандидата. Выдвигались иные предположения, но все их объединяло одно – Альваро Урибе везде играл активную роль.
Сантос в начале своего президентского правления также ориентировался на жесткое силовое разрешение конфликта, но, "осознав неэффективность этого пути", решил обратиться к тактике "умиротворения". Одним из путей реализации миротворческих усилий явился законопроект, который предусматривает возможность возвращения боевиков антиправительственных сил к мирной жизни без уголовного наказания, а также теоретическую возможность для руководителей незаконных вооруженных формирований (НВФ) вступить в политическую жизнь страны после того как они сложат оружие. Сторонники Урибе резко негативно встретили подобное предложение президента, обвинив его в "сдаче позиций" РВСК.
Понимая, что его "протеже" отходит от прежней политики, Урибе перешел к активным действиям. Он начал подготовку к возвращению в политику еще в мае 2012 года, после того как Колумбию потряс ряд терактов, самым громким из которых было покушение на бывшего министра внутренних дел правительства Урибе Фернандо Лондоньо. В социальной сети "Твиттер" экс- президент постоянно высказывал критические отклики на действия правительства, выражал несогласие с проводимой Сантосом линией, причем во всех ее сферах, начиная с нормализации отношений с Венесуэлой и, заканчивая обеспечением безопасности в городах. Урибе очень активно использует "Твиттер" для достижения собственных целей: за два года он отправил более 10 тыс. сообщений, то есть около 12 сообщений в день, включая выходные и праздники. Кроме того он постоянно давал интервью местным и зарубежным СМИ, публиковал колонки в газетах, даже размещал свои видео на сайте "Ю-тьюб".
Нынешние официальные власти практически никак не реагировали на резкую критику экс-президента. После прихода в президентский дворец в июле 2010 года Сантос обновил всю команду, избавившись от урибистов и, в тоже время, вытеснил Урибе из информационного пространства. Глава государства почти полностью подчинил себе Социальную партию национального единства, которая создавалась при и под Урибе. Используя имидж "наследника Урибе" президент смог добиться такой же популярности среди населения, как и его предшественник, проводя при этом собственную политику.
Однако возникшая конкуренция, а порой и конфронтация с Урибе привела, согласно последним опросам общественного мнения, к падению популярности Сантоса. В первой половине июля его рейтинг достиг самого низкого значения за весь срок правления – 48%., при том, что еще два месяца назад он был равен 64%. Число поддерживающих политику главы государства практически сравнялось с числом его противников – разница составляет всего лишь 5%.
Интересно, что Сантос повторяет путь своих предшественников. Все колумбийские президенты последних 20 лет начинали свой срок с высоким рейтингом, а к концу правления число их сторонников редко превышало половину населения. Исключением стал его нынешний противник Урибе, который стабильно улучшал свой имидж в течение восьми лет нахождения у власти, достигнув к концу второго мандата рекордной поддержки 85% населения.
В тоже время в активе Сантоса есть и значительные победы. Одним из главных достижений нынешнего лидера страны можно считать закон о жертвах внутреннего вооруженного конфликта и о возвращении земель беженцам. Согласно этим документам, "жертвой" признается любой человек, который пострадал от агрессивных действий, начиная с 1 января 1985 года. Важное обстоятельство: выплаты будут осуществляться независимо от того, какие вооруженные группировки нанесли ущерб пострадавшим гражданам: незаконные левоэкстремистские группировки, ультраправые бандформирования (так называемые "парамилитарес"), правительственные войска или органы государственной власти.
Похожий проект был предложен в 2009 году, но был отвергнут Урибе. Причиной послужило именно то, что в нем уравнивались жертвы левых экстремистов, "парамилитарес" и сотрудников госорганов. Принятие документа, инициированного Сантосом, фактически означает официальное признание того, что Колумбия переживает внутренний вооруженный конфликт - как раз это отрицает Урибе.
Тем не менее, бывший президент имеет и ряд уязвимых мест. За время активной борьбы с РВСК и другими группировками правительство бывшего колумбийского лидера получило тысячи обвинений в том, что в ходе операций против повстанцев совершались массовые нарушения прав человека. Более того, до настоящего времени не развеяны слухи о связи бывшего главы государства с ультраправыми полувоенными группировками "парамилитарес", которые при попустительстве властей самостоятельно вершили расправы с бойцами РВСК и мирным населением, не брезгуя при этом массовыми убийствами, грабежами и наркоторговлей.
Масла в огонь подлила и история с обвинениями, выдвинутыми прокуратурой США против бывшего начальника личной охраны Урибе генерала Сантойи. По данным американских правоохранительных органов, с 2000 по 2008 год генерал оказывал услуги главарям наркомафии, предоставляя им оперативную информацию полиции и получил за это около 5 млн долларов США. Начиная с 2002 года и до своей отставки в 2009 году Сантойя был начальником охраны президентского дворца, а затем и лично Урибе. Несмотря на то, что обвинения не подтвердились, случившееся явно не добавило популярности оппозиционному политику.
Сейчас в политической жизни Колумбии сохраняется определенный статус-кво. Стороны воздерживаются от активных шагов в ожидании действий противника. Оба политических лидера хорошо знакомы друг с другом и ясно представляют себе, что может предпринять оппонент. Однако в руках у Сантоса есть немаловажный козырь – так называемый административный ресурс. Сможет ли он грамотно его использовать, покажет время. А пока страна замерла в ожидании схватки двух гигантов.
Антон Фокин, Богота