Открылся саммит Сообщества развития Южной Африки

Автор

Cегодня в столице Мозамбика открылся саммит Сообщества развития Южной Африки, объединяющий 15 стран региона.

Саммит основное внимание посвятил обсуждению обстановки в "горячих точках" – Демократической Республике Конго и Мадагаскару. "Мы озабочены ситуацией в восточной части ДРК и выступаем за восстановление мира в этой стране-члене САДК", - заявил президент Мозамбика Арманду Эмилиу Гебуза. Вооруженные столкновения правительственных войск с экстремистской группировкой М23 привели к бегству почти 250 тыс. человек из восточных районов ДРК. Сейчас соседние африканские страны рассматривают возможность ввода международных сил для борьбы с М23.

В 2009 году САДК приостановила членство Мадагаскара в организации после того, как лидер оппозиции Андри Радзуэлина с помощью военных сверг президент Марка Раволаманана. САДК требует провести президентские выборы на острове, однако Радзуэлина не хочет допускать к ним своего противника. "Что мы можем сделать, чтобы помочь им достичь консенсуса? – спросил Гебуза.  - Давайте и дальше способствовать диалогу, чтобы процесс двигался вперед". Оба конфликтующие лидера присутствуют на саммите.

Новую "головную боль" САДК может доставить назревающий конфликт между Малави и Танзанией из-за возможных нефтегазовых ресурсов в пограничном озере Малави. "Если между ними начнется война, то нам придется принимать беженцев", - предупредил президент соседней Замбии Майкл Сата. Президент Малави Джойс Банда сказала только, что ведутся переговоры с Танзанией.

Гебуза ничего не говорил о конфликтной ситуации в руководстве Зимбабве по вопросу новой конституции и выборов. САДК настаивает на проведении референдума о новой конституции с последующими выборами. Возможно, о ситуации в Зимбабве должен был рассказать президент ЮАР Джейкоб Зума, который накануне саммита посетил страну. Но он был вынужден срочно покинуть саммит и вылететь домой на платиновую шахту, где накануне полиция застрелила 34 бастующих шахтеров.

Экономической темой саммита должен стать вопрос о выделении 500 миллионов долларов США на строительство автомобильных и железных дорог, которые свяжут не имеющие выхода к морю страны региона с морскими портами.