Теракт в Найроби: война исламистов с западными ценностями в разгаре

Автор
Теракт в Найроби: война исламистов с западными ценностями в разгаре

21 сентября группа вооруженных людей ворвалась в фешенебельный торговый центр Westgate в центре Найроби (Кения).

"Глобальная война с террором", объявленная Бушем, вроде бы закончилась, но глобальная война террористов с нами продолжается, пишут западные СМИ. В кенийском торговом центре десятки жертв. Как и 11 сентября, исламисты атаковали современный, демократический образ жизни. Что Запад может противопоставить фанатизму моджахедов, которым обещали рай за мученическую смерть?

21 сентября группа вооруженных людей ворвалась в фешенебельный торговый центр Westgate в центре Найроби (Кения). Один из посетителей - он фигурирует в статье под именем Ф. - вышел на связь с журналистом Le Monde Жаном-Филиппом Реми и в течение 8 часов описывал происходящее внутри торгового комплекса.

Из своего укрытия Ф. увидел и услышал достаточно, чтобы понять главное: нападение на Westgate - это не ограбление, а теракт. Он узнал в нападавших членов сомалийского джиадистского движения "Харакат Аш-Шабаб аль-Муджахидин" ("Молодежное движение моджахедов"). "Это не бандиты, это "Аш-Шабаб"! Я их видел!" - написал журналисту этот человек, который работает со структурами Африканского союза, пытающегося искоренить"Аш-Шабаб" на Африканском Роге.

Руководство Westgate не исключало подобную атаку, говорится в статье, но готовилось к терактам с использованием начиненных взрывчаткой машин, а не к проникновению небольшой группы террористов-смертников.

Боевики "Аш-Шабаб" начали обыскивать магазины и искать среди посетителей мусульман, сообщил Ф. "Они заставляют людей произнести шахаду (свидетельство веры в исламе. - Прим. ред.), чтобы доказать, что они мусульмане". Позднее пришло сообщение: "Теперь они обманывают людей, велят им выйти, а потом стреляют".

Затем связь прервалась на два часа - в редакции газеты опасались самого худшего, но в конце концов вошедшие в ТЦ спецназовцы обнаружили Ф. и вывели в безопасное место.

По состоянию на 22 сентября в Westgate погибли 59 человек, сообщается в публикации. Точное число заложников неизвестно.

Трагедия в Найроби - возможно, дурное предвестье для США, хотя многие американцы полагают, что угроза терроризма в их стране отошла в прошлое, отмечает в The Daily Beast журналист Кристофер Дики. Идеология "Аль-Каиды" - ненависть к неверным и в особенности к американцам - распространилась как болезнь.

Список предполагаемых боевиков, опубликованный в "Твиттере", - как будто издевательский вызов Западу, считает автор: "Все имена вроде бы сомалийские, но в перечне родных городов есть Миннеаполис, Сент-Пол, Канзас-Сити, Лондон, Хельсинки".

Не следует утешать себя тем, что США и другие страны атакуют ядро "Аль-Каиды" и многочисленные аффилированные организации. История показывает: когда эти организации загнаны в угол у себя на родине, они еще яростнее пытаются отомстить врагам за границей. "Организации, которые считаются более несуществующими или поставленными на колени, проявляют жизнестойкость", - сказал в интервью неназванный высокопоставленный сотрудник американской разведки.

Дополнительная опасность в том, что союзники "Аль-Каиды" больше не видят необходимости в операциях типа терактов 11 сентября: они знают, что могут привлечь к себе внимание менее масштабными атаками. Такие удары, как в Найроби, все чаще наносятся по местам, где люди чувствуют себя в полной безопасности.

"Глобальная война с террором", объявленная администрацией Буша, возможно, закончилась, но глобальная война террористов с нами продолжается", - заключает автор.

Удивительно не то, что сомалийские исламисты из "Движения молодых моджахедов" ("Аш-Шабаб") нанесли удар в сердце Кении - крупнейшей экономической державы Восточной Африки, захватив торговый центр, посещаемый элитой страны, международными дипломатами и иностранцами, а то, что осада, начавшаяся в субботу вечером, еще продолжается, пишет The Independent.

Во время двух других крупных терактов, устроенных группировкой в столице Сомали Могадишо в июне и в сентябре, заложников не брали, отмечает автор статьи Дэниел Хоуден, и не предполагалось, что кто-либо из нападавших выживет: все атаки осуществлялись в основном молодыми террористами-смертниками, которым обещали рай за мученическую смерть.

Считалось, что намерения боевиков в Найроби аналогичны, но продолжительность осады свидетельствует об обратном, полагает автор комментария.

"Нападение на торговый центр в Найроби - это удар против всех нас", - пишет журналист и писательница Луиза Бренсон в статье для USA Today.

"Это кошмар, который отчасти ожидали американцы после терактов 11 сентября: боевики "Аль-Каиды" атакуют торговый центр, захватывают заложников, оставляя после себя трупы и повторяемый до изнеможения вопрос: "Почему мы?" И вот этот сценарий осуществился. Не в Америке, но в стране, где родился отец президента Обамы, - в Кении", - говорится в публикации.

Боевики были не из "Аль-Каиды", а из близкой ей "Аш-Шабаб" - группировки, которая годами управляла значительной частью Сомали и терроризировала ее, применяя законы шариата: отрубание головы и побивание камнями женщин за супружескую измену.

Кенийские силы попытались извне восстановить хоть какой-то порядок в Сомали и вытеснить оттуда "Аш-Шабаб" - вот почему Кения теперь подверглась нападению этой группировки, поясняет Бренсон. "Самым эффективным и впечатляющим жестом со стороны президента Обамы было бы поехать в Найроби", - полагает она.

Как и 11 сентября, исламисты нападают на современный, демократический образ жизни. После 11 сентября во французской газете Le Monde появился знаменитый заголовок: "Мы все американцы", - напоминает автор. После теракта в Найроби надо сказать: "Мы все кенийцы". "Это должно выражаться не только в нашем сочувствии, но и в напряжении всех сил, чтобы предотвратить еще один теракт", - подытоживает Луиза Бренсон.