На стенде музея Холокоста смягчена критика в адрес Папы Римского

Автор

Определенный шаг в смягчении израильско-ватиканских отношений отметили дипломатические обозреватели.

Речь идет о том, что знаменитый мемориал памяти жертв Холокоста "Яд ва-Шем" в Иерусалиме изменил текст информации, описывающий действия Папы Римского Пия XII во время Второй мировой войны. Тон этого текста теперь выглядит менее критичным по сравнению с предыдущей записью, в которой говорилось, что глава Римско-католической церкви не протестовал ни устно, ни письменно против массового уничтожения евреев нацистами.

Выставленный ранее текст спровоцировал дипломатический инцидент в 2007 году, когда папский нунций /посол/ в Израиле архиепископ Антонио Франко отказался принять участие в церемонии по случаю Дня памяти жертв Холокоста. Тогда руководство музея пообещало изменить текст, если Ватикан откроет свои архивы для исследователей, и, если последующие исследования позволят представить новую информацию о действиях Святого Престола в период фашизма. После долгих переговоров нунций Франко, в конечном счете, на церемонии присутствовал. В ходе паломничества Папы Римского Бенедикта ХVI на Святую Землю /май 2009 г./ понтифик посетил музей Холокоста, но не побывал в зале, где рассказывается об одном из его предшественников.

В том первоначальном тексте под названием "Папа Пий XII и Холокост", говорилось: "Реакция Пия XII на убийства евреев во время Холокоста является предметом споров. В 1933 году, когда он был секретарем Государства Ватикан, он принимал активное участие в получении от немецкого режима конкордата о сохранении прав католической церкви в Германии, несмотря на то, что это означало признание нацистского расистского режима. Когда в 1939 году он был избран Папой, он отменил послание о борьбе с расизмом и антисемитизмом, которое подготовил его предшественник. Даже когда сведения об уничтожении евреев достигли Ватикана, Папа не выразил возмущения и не стал возражать ни в устной, ни в письменной форме.

В декабре 1942 года он воздержался от подписания Декларации союзников, осуждающей уничтожение евреев. Когда евреев депортировали из Рима в Освенцим, Папа не вмешивался. Папа подтвердил свою нейтральную позицию во время войны, за исключением обращений к правителям Венгрии и Словакии. Его молчание и отсутствие каких-либо инструкций с его стороны, привело к тому, что церковники по всей Европе сами принимали решение о том, как реагировать на Холокост, в соответствии со своими собственными представлениями и христианской морали и сострадании".

В новом тексте, размещенном на одной из стен мемориального комплекса, Пию XII по-прежнему вменяется в вину, что церковь не вмешалась и не встала на защиту евреев в период Второй мировой войны. Однако сейчас дается более сложная картина поведения понтифика при завуалированной критике Ватикана за отказ открыть свой архив, чтобы историки тщательно изучили действия Святого Престола во время войны. Новый текст в экспозиции озаглавлен "Ватикан и Холокост". В нем отмечается, что конкордат с нацистской Германией подписал предшественник Пия XII, Папа Римский Пий XI. При этом подтверждается тот факт, что Пий XII не подписал Декларацию союзников, но упоминается, что через несколько дней, во время радиопередачи, посвященной празднованию Рождества, Папа упомянул "сотни тысяч людей, которые без всякой вины с их стороны, иногда только из-за своей национальности или этническому происхождению были обречены на смерть или медленное умирание". При этом подчеркивается, что конкретно евреев Пий XII не упоминал.

В новом тексте опять говорится о невмешательстве понтифика во время депортации евреев из Рима в Освенцим, в отличие от его призыва к защите евреев в Венгрии и Словакии. Говорится также о "моральном падении", которого не было в предыдущем тексте.

"Критики понтифика утверждают, что его решение воздержаться от осуждения убийств евреев в нацистской Германии представляет собой моральное падение: отсутствие четких указаний оставляло многим место для сотрудничества с нацистской Германией, они успокаивали себя мыслью, что это не противоречит нравственному учению церкви", - подчеркивается в новой информации музейной экспозиции.

"Но при этом он также предоставлял инициативу отдельным клирикам и мирянам, которые по велению собственного сердца спасали евреев. Его защитники утверждают, что этот нейтралитет предотвратил более жесткие меры /нацистов/ против Ватикана и институтов церкви по всей Европе, что дало возможность церковникам на разных уровнях спасать людей, обреченных нацистами на уничтожение".

По мнению наблюдателей, изменения в музейной надписи частично объясняется успешными переговорами, которые в минувшем месяце делегация израильского МИДа во главе с заместителем министра иностранных дел Дани Аялоном провела в Ватикане по проблемам католической собственности на территории Иерусалима. По окончании встречи и МИД Израиля и администрация Святого Престола заявили, что переговоры прошли в открытой, сбалансированной и конструктивной обстановке, и был достигнут значительный прогресс.