Амнистия папского дворецкого: Осужденный прощен, а дело не закрыто

Амнистия папского дворецкого: Осужденный прощен, а дело не закрыто

Дело о помиловании бывшего личного дворецкого - не закончено.

С помилованием Папы Римского Бенедикта XVI бывшего личного дворецкого Паоло Габриэле, осужденного недавно за кражу секретных ватиканских документов, история, получившая в СМИ название "Ватиликс", не закончена.

Понтифик лично сообщил о помиловании своему экс- камердинеру, посетив его в субботу в здании ватиканской жандармерии, где для осужденного - в отсутствии на территории папского государства тюрьмы - была оборудована одиночная камера с решеткой. Отныне Паоло Габриэле запрещается жить и работать в Ватикане.

6 октября суд во главе с Джузеппе Делла Торре приговорил его к 3-м годам тюрьмы, однако, учитывая отсутствие судимостей у Габриэле и проявленное им частичное раскаяние, срок лишения свободы был сокращен до полутора лет.

Паоло Габриэле, по кличке "Паолуччо", поступивший на службу к Йозефу Ратцингеру после его избрания в 2005 году, а до этого прислуживавший Папе Иоанну Павлу II, обвинялся в хищении секретных ватиканских документов. Скандал разразился после того, как некоторые конфиденциальные письма из личной папской переписки были опубликованы в книге журналиста Джанлуиджи Нуцци "Его Святейшество". Габриэле сразу попал под подозрение и 23 мая этого года был взят под стражу. При обыске в его доме на территории Ватикана были найдены как копии, так и оригиналы секретных бумаг, а также личные вещи понтифика - золотой слиток, чек на 100 тыс. евро на имя Бенедикта XVI и редкое издание Вергилия ХV века. Хотя Габриэле подтвердил факт хищения документов, полностью виновным себя не признал, заявив, что действовал в интересах и во благо Церкви Христовой и его главы, которого любил как сын.

Слух о возможном папском помиловании появился сразу по завершении процесса. "В традициях гуманности" суверен Ватикана принял это решение накануне католического Рождества.

"Речь идет об отеческом жесте в отношении человека, с которым Папа делил близость ежедневного общения", - пояснил журналистам руководитель службы печати Святого Престола Федерико Ломбарди. Как отметил папский пресс-секретарь, визит Бенедикта XVI к предавшему его доверие приближенному "напоминает о посещении в тюрьме Иоанном Павлом П турецкого террориста Мехмета Али Агджи", спустя два года после того, как тот совершил на понтифика покушение, тяжело ранив.

Теперь говорят, что такая же участь ждет 2-го осужденного по "делу Ватиликса" программиста из ватиканской канцелярии Клаудио Шарпеллетти. Сообщник-"невидимка", поскольку никто за стенами Ватикана не знает, как он выглядит, был приговорен за пособничество Габриэле к еще более гуманному наказанию - 4-м месяцам тюрьмы с сокращением срока отбывания до 2-х и его отсрочкой на 5 лет. Более того, как сообщил падре Ломбарди, специалист уже вернулся к работе в Ватикане.

"Преступники" освобождены, но дело "Ватиликс" не закрыто, пишут сегодня итальянские СМИ. Обозреватели выражают предположения, что папский дворецкий был выбран в качестве "козла отпущения", а настоящие виновники скандала укрылись в тени. Кто на самом деле стоял за хищениями папских документов, с какой целью и, главное, где находятся другие украденные бумаги, так и осталось загадкой.

Незадолго до папского посещения жандармерии со специальным заявлением выступил Государственный секретарь Ватикана кардинал Тарчизио Бертоне. Он подвел некоторые итоги расследованию, проведенному Римской курией, по поводу злоупотреблений и утечек конфиденциальной информации. Кардинал утверждал о необходимости "корректности, прозрачности и финансовой гласности в управлении имуществом и экономической деятельности" ватиканской администрации в условиях нынешнего кризиса, "особенно в данных исторических обстоятельствах". Такое пожелание было высказано высокопоставленным прелатом на совещании в префектуре папского двора, где говорилось и о проблемах деятельности ватиканского банка - "Института религиозных дел".

Наблюдатели подчеркивают, что трибунал, судивший Габриэле, демонстративно отказался приобщить к делу материалы, собранные специальной кардинальской комиссией по расследованию скандала в Апостольском дворце, назначенной римским первосвященником.