В Афинах не работает метро

Автор

В Афинах – прекрасное, очень современное и удобное метро, но уже 4 дня подряд оно не работает.

В столице Греции, где проживают, включая пригороды, около 4 млн человек, имеется прекрасное, очень современное и удобное метро, можно сказать – просто музей античного искусства, залами которого в буквальном смысле являются некоторые станции, где выставлены под стеклом сделанные при его строительстве археологические находки. Однако, уже 4  дня подряд метро, ставшее в период кризиса особенно популярным, так как многие греки отказались по материальным соображениям от использования машин, не работает. И не из-за неких технических, а из-за социальных проблем. И эта ситуация заставляет серьезно задуматься о намного более широком комплексе вопросов, касающихся самого будущего страны.

Работники метро бастуют с четверга, продлевая каждый день свою "24-часовую" стачку в знак протеста против введения единой сетки заработной платы. По их подсчетам, эта мера приведет к потере в зарплате в размере от 9 до 17%. Заодно с сотрудниками метрополитена выступает персонал городских и пригородных электричек, а также трамваев, которые выполняют важные транспортные функции в ряде районов Афин. Они утверждают, что работают в "особых условиях" и поэтому их нельзя приравнивать в вопросах заработной платы к обычным служащим.

"Правительство не может пойти на попятную и не будет делать ни для кого исключений", - не устает повторять министр развития, конкурентоспособности, инфраструктуры, транспорта и сетей сообщения Костис Хатзидакис. И его можно понять, ведь страна по-прежнему живет не по средствам, и на чем-то и на ком-то приходится экономить.

Аналогичную с транспортниками позицию занимают, однако, и другие отряды трудящихся, например, работники государственных СМИ, возмущенные тем, что их, творческих работников, без учета данной специфики, уравняли в вопросах заработной платы с обычными госчиновниками. И они тоже начали бастовать.

Работники других сфер и особенно госсектора экономики тоже уверены в том, что их положение уникально и не подпадает под общее правило…

Поэтому главная проблема в Греции в настоящее время состоит в том, что, несмотря на принятие парламентом, в обмен на щедрую международную финансовую поддержку, законодательных мер по модернизации экономики и реформированию трудовых отношений, еще больше затягивать свои пояса не хочет никто, и объявленные властями реформы могут забуксовать при попытках их реализации. И этот процесс, который, кстати, предвидели аналитики, уже налицо.

Богачам, конечно, легче всего: укрыв свои деньги от налогов в зарубежных банках и преуменьшив в разы для греческих налоговых органов реальные доходы, они в большинстве случаев могут и дальше вести жизнь, мало отличающуюся от той, что была до кризиса. Властям их очень трудно "схватить за хвост": ведь такие граждане вместе со своими деньгами могут в любой момент в условиях глобализации переместиться из Греции куда угодно. Показывая на них, и все остальные, менее состоятельные греки не хотят идти на жертвы, рассуждая примерно так: власти и богачи завели страну в тупик, и пускай расплачиваются за это они же, а не мы, и без того уже отброшенные по уровню благосостояния на четверть века назад. Однако, в отличие от "глобалов"-богачей, их сограждан-"локалов", которым в большинстве случаев отсюда просто некуда деться, еще больше "ужать" в плане зарплаты и потребления представляется властям технически осуществимым, чтобы сократить бюджетный дефицит и не раздражать Евросоюз, ЕЦБ и МВФ, которым и дальше придется списывать многомиллиардную задолженность страны. Хотя зарубежные кредиторы постоянно призывают греческие власти заставить, прежде всего, именно богачей платить налоги, реально добиться этого по многим причинам совсем непросто – "потрясти" бюджетников куда легче.

Удастся ли Греции выйти из этого заколдованного круга? На этот счет существуют различные мнения. Официальные лица, например, не скрывают, что "еще слишком рано праздновать победу", и выйдет ли страна из 6-летнего кризиса или окажется погребенной под ним покажет именно 2013 год.