Франциск уже месяц на престоле, но главные решения еще не приняты

Автор

Ровно месяц назад - 13 марта - с балкона собора Святого Петра прозвучала сакраментальная фраза "У нас есть Папа" (Habemus papam).

Затем появился 76-летний аргентинский кардинал Хорхе Марио Бергольо, который стал 1-м Папой, взявшим имя в честь святого Франциска Ассизского, небесного покровителя Италии и Европы.

За месяц своего понтификата он уже успел задать новый стиль для Римско-католической церкви и продемонстрировал всем свою главную черту - подчеркнутую скромность. "Равный среди равных" - Папа Франциск продолжает жить в гостинице на территории Ватикана, заходя в Апостольский дворец, который считает слишком большим и шикарным, только по служебной необходимости - для официальных встреч и воскресной проповеди из окна рабочего кабинета. Сама собой исчезла традиция зажигания в вечернее время окон папских апартаментов. Она зародилась в последний год жизни Иоанна Павла II, который будучи серьезно больным, сказал, что до последнего вздоха намерен исполнять свое служение, и свет в окне стал сигналом для верующих. Взошедший на папский престол в 2005 году после смерти Кароля Войтылы Бенедикт XVI, в память о предшественнике, тоже стал оставлять свет включенным, но только когда был "дома". Для Франциска, привыкшего в бытность архиепископом Буэнос-Айреса жить в маленькой квартире без прислуги, Апостольский дворец пока не стал домом.

Уже стали притчей во языцех его стоптанные черные ботинки вместо красных туфель, железный крест вместо золотого, отказ от горностаевой мантии, простые и понятные, даже приземленные обращения к пастве с пожеланиями "спокойной ночи" или "приятного аппетита", омывание ног малолетним заключенным, целование детей и инвалидов на римских площадях. Все это уже называют "революцией в Церкви".

Однако на фоне достаточно плотного церемониального графика - сначала интронизация в присутствии 150 официальных делегаций, пасхальные службы, обряды вхождения в окормление римских папских базилик - Франциск не торопится принять главные решения, которых от него ожидают. Отрекшийся Папа Бенедикт оставил в "наследство" целый клубок проблем. Он передал своему преемнику специальный доклад о громком скандале "Ватиликс", связанном с исчезновением конфиденциальных документов. Предположительно, это досье касается и других "грехов", в том числе педофилии и гомосексуализма в рядах священников. Отдельные иерархи Римско-католической церкви подозреваются в коррупции и финансовых махинациях, главным образом через ватиканский банк "Институт религиозных дел".

Эксперты полагают, что Франциск может применить по отношению к банку те же меры, что и в Буэнос-Айресе в 1998 году, когда Аргентина пережила финансовый крах. Тогда падре Бергольо отменил участие епархии в деятельности местных банков для повышения прозрачности церковных счетов. Хотя в свое время нынешний Папа консультировался именно с финансовыми специалистами Ватикана. Кроме того, как указывают наблюдатели, сложную структуру ватиканского банка, финансового органа Вселенской церкви, нельзя сравнивать с администрацией отдельно взятой епархии.

Не осуществлены и основные назначения, которые ждут от Франциска и которые связывают с так называемой чисткой рядов, уже начатой Бенедиктом XVI. Как здесь полагают, грядущие изменения могут пролить свет на истинные причины его отречения. Хотя наиболее опытные ватиканисты указывают, что явных и резких реформ не стоит ждать даже от Франциска. Впрочем, еще Бенедикт XVI, который в итоге оказался главным "реформатором", говорил о необходимости реализации заветов Второго Ватиканского собора. И, похоже, это станет миссией Папы Бергольо.