Лучшие фильмы 66-го Каннского кинофестиваля по версии Forbes

Автор

Forbes изучил списки номинантов и выбрал 8 фильмов, у которых есть большие шансы получить главный приз – "Золотую пальмовую ветвь".

Сегодня на Лазурном берегу открывается 66-й Каннский фестиваль – одно из главных кинематографических событий года. На этот раз зрителям и жюри покажут два десятка фильмов основной конкурсной программы и полсотни картин – участников конкурсов помельче, вроде программы студенческих фильмов, короткометражек или проекта "Особый взгляд". Состязания проходят в 8-ми основных номинациях и в 10-ти второстепенных. Плюс, естественно, бесконечная вечеринка длиной в 12 дней. Это если коротко о программе.

Председателем жюри нынешнего фестиваля стал именитый режиссер Стивен Спилберг. Главной внеконкурсной премьерой – фильм, о котором все сейчас только и говорят: "Великий Гэтсби" (украинская премьера состоится завтра). Еще один хит, не участвующий в борьбе за призы фестиваля, организаторы придержали на закрытие. Фильм "Зулу" французского режиссера Жерома Салля – триллер в декорациях Кейптауна времен апартеида.

Номинацию, которую Канны могли бы ввести еще в 2011 году, но не решились – приз за лучший скандал. Хотя тут вряд ли кто-то смог бы превзойти режиссера Ларса Фон Триера, в том самом году на пресс-конференции заявившего, что он сочувствует Гитлеру. За это он стал на фестивале персоной нон грата.

Forbes изучил списки номинантов и выбрал 8 фильмов, у которых есть большие шансы получить главный приз – "Золотую пальмовую ветвь".

Стивен Содерберг "За канделябрами"

Новый фильм Стивена Содерберга – режиссера "11 друзей Оушена", "Анатомии Грея" и "Секса, лжи и видео" – снимался не за голливудские деньги (студии нашли фильм "слишком гомосексуальным"), а при содействии кабельного телеканала HBO. В большом кинематографе Содерберг разочаровался, и всерьез собирается сменить кинопавильоны на студию художника. Поэтому может так случиться, что "За канделябрами" станет его последней картиной.

Фильм Содерберга основан на реальных событиях. Это история знаменитого пианиста и композитора Либераче, на концерты которого полвека назад собирались стадионы. Абсолютная звезда американского шоубизнеса, Либераче большую часть жизни боролся с обстоятельствами личного характера: подозрениями в гомосексуализме, что несколько вредило его имиджу дамского фаворита.

На роль Либераче и его многолетнего любовника Скотта Торсона Содерберг выбрал не самых ожидаемых актеров, которых зрители привыкли видеть в образах крутых парней – Майкла Дугласа и Мэтта Деймона.

Джоэл и Итан Коэн "Внутри Ллевин Дэвис"

Главные голливудские специалисты по тому, как даже из самого артхаусного сюжета сделать картину для масс и при этом не потерять в качестве, братья Коэн везут в Канны фильм-биографию музыканта Дэйва Ван Ронка. Ронк был классическим уличным артистом – бродягой, шатавшимся по нью-йоркским барам и рычавшим в них под гитару песни о кокаине, аутсайдерах и пропащей, но романтичной уличной жизни. С Ронка начинается история американской послевоенной фолк-музыки. Главные барды того времени, вроде Боба Дилана, перенимали у него "черную" манеру пения, которой Ронк неосознанно учился у блюзменов 30-х – все, что, по большому счету, увлекало музыканта.

Основа сценария фильма – книга воспоминаний Ронка "Мэр Макдугал-стрит". В одной из главных ролей – недавно вернувшийся к активной музыкальной деятельности Джастин Тимберлейк.

Роман Полански  "Венера в мехах"

Новый фильм Романа Полански "Венера в мехах" – экранизация одноименной книги австрийского писателя Леопольда фон Захер-Мазоха. Это история человека по фамилии Северин, добровольно ставшего рабом своей возлюбленной. Пытки, унижения, плетки, разбитая в кровь спина – в общем, Захер-Мазоху мир обязан появлением термина "мазохизм", опыт которого автор и описал в романе.

В фильме Полански пытку (в прямом смысле этого слова) любовью испытывает Матьё Амальрик – звезда европейского кинематографа последних десяти лет, сыгравший противника Джеймса Бонда в "Кванте милосердия".

Николас Виндинг Рефн "Бог простит"

Картина Николаса Виндинга Рефна "Бог простит" чаще всего упоминается в качестве главного претендента на "Золотую пальмовую ветвь". Датский режиссер в основном специализируется на криминальной "чернухе". Чего стоит хотя бы его трилогия "Бандюганы" - история мелкого наркоторговца, воюющего то с балканской мафией, то со скандинавской полицией!

"Бог простит" – картина из этой же серии: Бангкок, мрачные азиатские кварталы, полулегальный боксерский клуб, "пушеры", проститутки, "грязные" полицейские, кровная месть, отрубленные руки и противно лязгающие затворы пистолетов. Но на самом деле это фильм о том, как Райан Гослинг (сыграл главную роль в "Мартовских идах" Джорджа Клуни) красиво изнывает от таиландской жары и сходит с ума от безнадежности и развивающейся мании преследования.

Александр Пэйн "Небраска"

Старый, озлобленный, нелюдимый хрыч (роль которого должна была достаться Томи Ли Джонсу, но в итоге ее сыграл Брюс Дерн – актер, снимавшийся еще у Хичкока) большую часть времени пьет и ругается с сыном. До тех пор, пока не выясняет, что выиграл крупный приз. Приз находится в другом штате. Старик вынужден объявить перемирие и попросить сына отвезти его за деньгами в Небраску. В дороге семья духовно воссоединяется.

За фильм где-то на эту же тему (извечные человеческие ценности на фоне мелких семейных дрязг, интриг и обид) – картину "Потомки" – в 2012 году Пэйн получил "Оскар" в номинации "Лучший адаптированный сценарий" (тогда картина была представлена в 5-ти номинациях). У "Небраски", если помнить, что речь идет именно о Каннском фестивале, шансов победить на 1 больше: наплевав на запрет продюсеров, Пэйн сделал фильм черно-белым.

Асгар Фархади  "Прошлое"

Режиссер Асгар Фархади, в прошлом году получивший "Оскар" за фильм "Развод Надера и Симин", чуть ли не в одиночку тащит знамя "нового иранского кино", мода на которое стала проходить где-то с начала прошлого 10-летия.

В Канны он привез очередную социальную драму – фильм "Прошлое". Эта история о социализации, менталитетах Востока и Запада и, конечно, о большой любви, начинается с развода. Франция, семейная пара, многолетний конфликт. Муж – иранец – бросает жену и детей и уезжает в родную страну. Чуть позже выясняется, что назад его не очень-то и ждут.

Роль жены исполнила Беренис Бежо – главная героиня фильма "Артист", сорвавшего банк на прошлогоднем "Оскаре" (10 номинаций, 5 статуэток).

Джеймс Грей "Иммигрант"

Американский режиссер Джеймс Грей, начавший свою карьеру с фильма о русской мафии в Нью-Йорке ("Маленькая Одесса", 1994 год), в Каннах также появится с иммигрантской историей. 2 сестры-польки приезжают в Америку. Страна больших возможностей, как выясняется, делится ими далеко не со всеми. Устроиться на новом месте у сестер не выходит. Одна из них заболевает. Вторая, от отчаяния, идет на панель.

Главный приз фестиваля фильму "Иммигрант" можно давать уже только за актерский состав. Проституткой в картине становится Марион Котийар – одна из лучших актрис Европы, часто делающая кассу Голливуду. Плюс – Джереми Реннер, звезда блокбастеров "Эволюция Борна" и "Мстители", и один из гениальных актеров современности Хоакин Феникс, которого в этом году в очередной раз обделили "Оскаром" (на этот раз за главную роль в фильме "Мастер").

Паоло Соррентино "Неописуемая красота"

Итальянский режиссер Паоло Соррентино, снявший хит 2011 года – фильм "Где бы ты ни был2 об опустившемся рок-музыканте (похожем на депрессивного фронтмена группы The Cure Роберта Смита), в Каннах представит один из самых красивых фильмов фестиваля. "Неописуемая красота" – история нескольких поколений римской богемы, показанная через воспоминания стареющего писателя.

Воспоминания – лирика и хандра по насыщенному событиями прошлому. Фактура – небрежные улицы Рима, исторические развалины, закаты на виллах и рассветы на пляжах, вечеринки в клубах и попойки в колоритных барах. Словом, летопись послевоенного римского декадентства.