Немцы перестали верить в соперника Меркель

Автор

Лишь 14% жителей ФРГ верят в то, что Пеер Штайнбрюк по итогам выборов в парламент сможет стать канцлером.

Лишь 14 проц жителей ФРГ верят в то, что главный соперник Ангелы Меркель Пеер Штайнбрюк по итогам выборов в парламент сможет стать канцлером и возглавить правительство федеративной республики. Такие данные содержатся в опубликованных сегодня результатах опроса, проведенного институтом исследования общественного мнения "Эмнид" ( Emnid) по заказу еженедельника "Фокус".

Таким образом, если верить опросу, то ровно за 100 дней до выборов в бундестаг, которые запланированы на 22 сентября, кандидат от главной оппозиционной силы страны - Социал-демократической партии Германии (СДПГ) - практически перестал пользоваться доверием своих сограждан. Если раньше в победу Меркель верили около 42 проц избирателей, то, согласно "Эмнид", теперь все 78 проц. И это несмотря на то, что СДПГ победила на выборах в правительство земли Северный Рейн-Вестфалия, расстановку сил в которой политологи называют "лакмусовой бумажкой" общей политической ситуации в стране.

Получается, оказались правы те наблюдатели, которые предрекали Штайнбрюку политическое фиаско из-за его прямолинейности, порой граничащей с популизмом. Его речь отличают язвительные и провоцирующие формулировки. Он, безусловно, не является сторонником дипломатичности и корректности в оценках - социал-демократ говорит всегда без обиняков. К примеру, представителей левого крыла в собственной партии Штайнбрюк публично окрестил "плаксами", а участвовавших в выборах в итальянский парламент лидера Движение "5 звезд" Беппе Грилло и главу правоцентристов Сильвио Берлускони - "клоунами". Выходит, что такая прямолинейность не снискала симпатии в рядах немецких избирателей.

По репутации Штайнбрюка также сильно ударил и скандал вокруг его побочных доходов. По данным СМИ, с 2009 года он заработал только на гонорарах за публичные выступления и доклады свыше 1 млн евро, плюс, как минимум, 500 тыс евро за написанные им книги, платные интервью. От кандидата, выступавшего сторонником социальной справедливости и требовавшего введения налогов на большие заработки, абсолютно справедливо потребовали большей прозрачности в собственных доходах. Эти требования социал-демократ позже парировал: "Я считаю, что прозрачность бывает только в условиях диктатуры". Наблюдатели, в свою очередь, едины во мнении, что "гаранту социальной справедливости", как следует из предвыборной программы СДПГ, в этом вопросе следовало бы придерживаться диаметрально противоположной позиции.

Из результатов опроса, в котором участвовали чуть более 1 тыс человек, можно сделать и другой вывод - на популярности действующего кабинета министров и возглавляющей его Меркель по какой-то причине абсолютно не сказались постоянные скандалы вокруг нынешнего правительства. Речь идет о двух отставках - министра обороны Карла-Теодора цу Гуттенберга в 2011 году, а также главы минобразования Аннетте Шаван в феврале этого года; о постоянно всплывающих сведениях относительно "восточногерманского прошлого Меркель", которые с подачи местных СМИ должны ее как-то очернить; о скандале вокруг беспилотников "Еврохоук" (Eurohawk), из-за которого заметно качается стул под нынешним главой оборонного ведомства Хансом-Петером Фридрихом.

Как бы то ни было, даже с учетом постоянно обновляющихся результатов социологических исследований и всевозможной статистики, кто и как поделит голоса немцев, станет известно лишь осенью. Политологи склонны считать, что именно между ХДС/ХСС и СДПГ развернется основная борьба, и в случае необходимости они заключат коалицию либо со Свободной демократической партией, либо с "зелеными". Ссылаясь на слова Меркель и Штайнбрюка пока можно сделать лишь один вывод - на ситуацию они смотрят совсем по- разному. Если канцлер заявляла, что "нынешнее правительство - самое успешное за все время с момента объединения ФРГ и ГДР", то ее соперник придерживается совсем другого мнения: "у правительства на полках нет ничего - на витринах стоят лишь красивые пустые коробки".