Польша настаивает на возврате ей обломков со Смоленской катастрофы

Автор
Польша настаивает на возврате ей обломков со Смоленской катастрофы

Польша продолжает настаивать на возврате ей обломков разбившегося под Смоленском Ту-154.

Польша продолжает настаивать на возврате ей обломков разбившегося под Смоленском Ту-154.

Об этом заявила первый заместитель министра иностранных дел Польши Катажина Пельчинска в интервью российской газете "КоммерсантЪ".

Напомним: делегация польских высокопоставленных лиц во главе с Президентом Лехом Качинским 10 апреля 2010 года летела на мероприятия, приуроченные 70-й годовщине Катынской трагедии, которая считается одной из наиболее трагических страниц в истории Польши. Президентский самолет упал при посадке в условиях тумана в аэропорту российского города Смоленск. В катастрофе погибло 96 человек. Следствие по этому делу ведется уже более 3-х лет.

Представитель МИД Польши отметила, что "…для Польши все более серьезной проблемой становится возвращение обломков самолета. Мы понимаем, что это элемент следствия, так называемые вещественные доказательства, и, по юридическим причинам, эти обломки должны были оставаться некоторое время в России.

Но 3 года спустя после крушения это становится уже не юридической, а символической проблемой, и не только для польского государства, но и для нашего общества. В этом самолете погиб польский Президент, его супруга, очень известные польские деятели, видные политики, поэтому огромное символическое значение для польских граждан, для общества имеет то, чтобы обломки самолета находились в Польше".

При этом Пельчинска ушла от прямого ответа на вопрос "То есть, у вас нет сомнений в объективности расследования, которое было проведено, и его результатов? Вам нужны обломки для того, чтобы провести какое-то свое расследование?"

По ее словам, "расследование еще не закончено. Так что сложно пока говорить, насколько оно объективно или необъективно. Но мы считаем, что сами обломки уже можно передать нам. Есть очень важные причины символического характера, чтобы было принято политическое решение, которое делает возможным возвращение обломков в Польшу".

Как сообщал "УНИАН", Межгосударственная авиационная комиссия, контролируемая российской властью, назвала причиной смоленской трагедии ошибки пилотов, которые якобы под давлением высокопоставленных лиц на борту пытались посадить самолет ”любой ценой”, потому что Президент опаздывал на мероприятия в Катыни.

В официальном польском отчете главной причиной катастрофы также названы ошибки пилотов, из-за которых они оказались слишком низко над землей, где зацепили крылом дерево, в результате чего самолет упал на землю. Но, в то же время, в отчете указано на несостоятельность российских диспетчеров, которые, в частности, подавали пилотам неправильные данные о местонахождении самолета.

В то же время, группа депутатов крупнейшей оппозиционной польской партии ”Право и справедливость” (PIS) в обнародованном в сентябре 2012 года отчете заявила о специально организованном убийстве делегации польских высокопоставленных лиц, отметив, что самолет упал в результате ”2-х взрывов”: одним из них, по их версии, была отломана часть крыла, а второй - уничтожил полностью весь самолет.

10 апреля 2013 года лидер PIS и брат-близнец погибшего президента Ярослав Качинский призвал соотечественников бороться за то, чтобы узнать истинные причины смоленской авиакатастрофы, которая унесла жизни 96 поляков. ”Правы те, кто говорит: если согласимся с тем, что делается вокруг Смоленска, то с Польшей можно будет сделать что угодно”, - сказал Я. Качинский.

3 июня с. г. председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко заверила, что фрагменты разбившегося под Смоленском польского президентского Ту-154 будут переданы польской стороне по завершении расследования.

По словам В. Матвиенко, сегодня уже ведутся технические переговоры по порядку возврата в Польшу фрагментов самолета.

Маршал сената Польши Богдан Борусевич, со своей стороны, отметил, что Варшава ожидает как можно более скорого возвращения фрагментов, ”так как польская прокуратура не в состоянии завершить без них следствие”.