Ядерная проблема Ирана может вылиться в военный конфликт
- Автор
- Дата публикации
С таким предупреждением выступили в понедельник бывший координатор Белого дома Гэри Самор.
С таким предупреждением выступили в понедельник бывший координатор Белого дома по политике в области оружия массового уничтожения Гэри Самор и экс-верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана на семинаре в Институте Брукингса в Вашингтоне, посвященном путям урегулирования ядерной проблемы Ирана. Самор в настоящее время является исполнительным директором Белферовского центра науки и международных отношений при Гарвардском университете, а Солана - одним из старших научных сотрудников Института Брукингса.
Отвечая на вопрос, чего следует ожидать в текущем году - разрядки или усиления напряженности вокруг ядерных разработок Ирана, Самор заявил, что "возможны оба варианта". Военная "конфронтация может произойти уже в нынешнем году", если Иран пойдет по пути ускорения темпов своих ядерных разработок, прежде всего - обогащения урана, полагает американский эксперт. "Я с этим согласен", - сообщил со своей стороны его европейский коллега, занимавший в прошлом, в частности, посты главы МИД Испании и генсека НАТО.
Как отметил Самор, Иран не стремится к конфронтации с США, трезво оценивая разницу в военных потенциалах, и "вновь и вновь демонстрирует осторожность". Тегеран уже на протяжении определенного времени намеренно притормаживает свои темпы обогащения урана, идет по пути применения "добровольных ограничений" в этой сфере, подчеркнул американский специалист.
С его точки зрения, никаких соглашений от переговоров постоянной пятерки Совета Безопасности ООН и Германии с Ираном, новый раунд которых на уровне политических директоров стартует в пятницу в Алма-Ате, не следует ждать как минимум до предстоящих 14 июня в этой стране президентских выборов.
Между тем, руководитель и духовный лидер исламской республики аятолла Али Хаменеи сейчас концентрирует внимание на подготовке к проведению этих выборов и старается избежать возникновения внешнеполитического кризиса, связанного с ядерными разработками, и потому отдает распоряжения о замедлении темпов обогащения урана, полагает Самор.
В свою очередь Солана подтвердил, что он также усматривает проблему в политических календарях группы "пять плюс один" и Ирана, заключающуюся главным образом в подготовке к президентским выборам в исламской республике. Однако, наряду с этим, чрезвычайно серьезное осложняющее обстоятельство в процессе переговоров по ядерной проблеме Ирана теперь представляет положение в Сирии, убежден Солана. По его мнению, без нормализации обстановки в САР ядерную проблему Ирана попросту не решить. Кроме того, полагает Солана, Западу следовало бы более активно работать в направлении преодоления обеих этих кризисных ситуаций с Россией.
Самор признал, что сроки ультиматумов, предъявляемых Ирану США и Израилем, по существу диктуются "политикой, а не физикой", то есть не только и не сколько фактическим ходом ядерных разработок Тегерана. Если же Иран решит создавать ядерное оружие, то делать это он, скорее всего, будет не посредством изгнания инспекторов МАГАТЭ со своих атомных центров и наращивания на них темпов работ, а на каком-то скрытом от глаз мирового сообщества объекте, считает Самор. Он также высказывался за дальнейшее применение санкций и угрозы их ужесточения в отношении Ирана, утверждая, что при таком сценарии действий позитивный исход, то есть мирное урегулирование ядерной проблемы Тегерана, является более вероятным.