Тайна загадочного черепа бронзового века раскрыта

Тайна загадочного черепа бронзового века раскрыта

Ученым удалось разгадать тайну загадочного черепа бронзового века

Обнаруженный в могильнике Усть-Ида (Прибайкалье) загадочный череп бронзового века, у которого отсутствуют два передних зуба, а на их месте находится каменный осколок от наконечника стрелы, подвергся исследованию канадскими специалистами.

Обладатель скелета был похоронен соплеменниками, которые положили рядом с ним нефритовый диск и четыре наконечника стрелы, один из которых (сломанный) находился в глазной ямке. Останки принадлежат мужчине 35—40 лет. Датировка радиоуглеродным методом отнесла скелет к 2406—1981 годам до новой эры (ранний бронзовый век).

С помощью мощного рентгеновского излучения в синхротроне (он располагается в Саскатуне, столице штата Саскачеван), ученые реконструировали облик осколка. Оказывается, передние резцы не выбило стрелой. Сибиряк бронзового века страдал от агенеза — врожденного отсутствия резцов, вызванного редчайшим генетическим дефектом (встречается лишь у 0,5 процента населения Земли). В археологической летописи это едва ли не первый череп со следами агенеза резцов.

А кусочек стрелы в челюсти оказался осколком наконечника, обнаруженного в глазнице черепа, сообщается в журнале Journal of Paleopathology. Автор исследования биоархеолог Энджела Ливерси подозревает, что попадание стрелы в челюсть могло произойти только в бою или на охоте, вскоре после этого (в том же бою или уже перед захоронением) кто-то выломал наконечник из челюсти и решил положить его в могилу.

Ранее ни отечественные, ни зарубежные археологи не могли понять, что перед ними: свидетельство насильственной смерти, погребального ритуала или древнего стоматологического искусства. Чтобы прояснить этот вопрос, Ливерси (с разрешения российских коллег) увезла череп на другой континент, к канадскому источнику синхротронного излучения.

«Мы сразу заметили застрявший в челюсти осколок стрелы. Но нельзя было с точностью сказать, получил ли древний человек эту травму за много лет до смерти — или она была непосредственно связана с обстоятельствами последней», — рассказывает биоархеолог.

[news id="1326147" Марина Порошенко: путь к статусу первой леди (Фото)="" img=""]