Получены новые данные о работе научного космического зонда "Розетта"

Миссия робота "Фила" продолжается, удивительные данные могут поступить позже.

Исследовательский робот "Фила" (Philae) научного космического зонда "Розетта" (Rosetta), совершивший посадку на ядро кометы 67P/Чурюмова-Герасименко, еще не завершил свою миссию, важные данные могут быть получены позже, прогнозирует украинский ученый, директор Киевского планетария, профессор Киевского национального университета им. Т.Шевченко, первооткрыватель кометы Клим Чурюмов.

"Во-первых, она (миссия) еще не закончилась и, возможно, самые удивительные данные мы получим чуть позже", - сказал К.Чурюмов в интервью изданию "Комсомольская правда в Украине", опубликованном во вторник.

На вопрос, сможет ли "Фила" вернуться к работе, он заметил: "Думаю, да. Во-первых, его сумели развернуть в более благоприятное положение с точки зрения освещенности. Там есть двигатель, запас топлива. И это позволяет надеяться, что аппарат удастся переместить в другое место (…) По мере приближения к светилу (максимально близко от нашей звезды комета пролетит 15 августа 2015 года) есть шанс запустить системы и возобновить исследования".

Ученый также прокомментировал выполненные задания робота: "Фила" на 80 % успел выполнить программу экспериментов. Он проработал 56 часов, хотя ученые рассчитывали на 60 %".

Относительно важности открытий этого проекта К.Чурюмов рассказал: "Впервые создана точная трехмерная модель рельефа кометы, составлен глобус ее ядра. Мы получили представление о том, из чего состоит поверхность кометы. Поскольку кометы состоят из самого древнего вещества, мы получили информацию о том, что представляла собой Земля в первый день своего существования. И самое главное - многое стало ясно в вопросе о происхождении жизни во Вселенной. На Земле жизнь зародиться не могла, это очевидно...".

Он также поделился своими планами относительно украинских названий, связанных с объектами кометы Чурюмова-Герасименко: "Хочу послать заявку в комиссию Международного астрономического союза, чтобы горы, долины и кратеры на поверхности ядра кометы Чурюмова - Герасименко назвать украинскими топонимами. Дать им названия городов, сел, фамилии астрономов, деятелей культуры нашей страны".

Зонд "Розетта" был запущен 2 марта 2004 года. При перелете он использовал для ускорения гравитационные поля Земли и Марса. 2,5 года в ходе полета с целью экономики электроэнергии он провел в состоянии искусственной "комы". В августе 2014 года он приблизился к комете, после чего стал ее спутником.

Масса исследовательского робота "Фила" - примерно 100 кг. Он оснащен десятью научными приборами, с помощью которых планируется произвести забор вещества ядра кометы и исследовать его состав, а также несколькими специальными устройствами, с помощью которых он должен закрепиться на поверхности ядра кометы.

Общая стоимость проекта - 1,3 млрд евро.

Европейские ученые рассчитывают получить реликтовое вещество Солнечной системы, проверить гипотезы о возможности переноса кометами во вселенной воды и макромолекул органики.

Комета Чурюмова-Герасименко была обнаружена в 1969 году профессором Киевского университета им. Т.Шевченко К.Чурюмовым и научным сотрудником Института астрофизики Академии наук Таджикистана Светланой Герасименко. Ее индекс 67P (буква латинская) означает, что она - 67-я по счету открытая комета, вращающаяся вокруг Солнца с периодом обращения менее 200 лет.

Изначально запуск "Розетты" был запланирован на 12 января 2003 года. Целью исследований была выбрана комета 46P/Виртанена. Однако в декабре 2002 года произошел отказ двигателей при запуске ракеты-носителя "Ариан-5". Из-за недостаточной надежности ракеты-носителя запуск "Розетты" был отложен.

12 ноября, после 10-летнего полета на расстояние свыше 500 млн км от Земли, исследовательский робот "Фила" европейского научного космического зонда "Розетта" впервые в мире совершил успешную посадку на ядро кометы 67P/Чурюмова-Герасименко.