Банановая индустрия на грани вымирания
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Плесневый грибок поразил самый распостраненный в мире сорт бананов.
Плесневый грибок рода Fusarium уже поразил банановые плантации Азии и Африки, а недавно был отмечен и в Австралии. Банановая индустрия в панике - тем более что проблему во многом создала она сама.
Самый распространенный сегодня в мире сорт бананов - Кавендиш, такие фрукты собирают обычно несозревшими и транспортируют далеко за пределы южных стран, где они понемногу приобретают "товарный" вид. Покупая обычные бананы в супермаркете, вы, скорее всего, берете именно Кавендиш, а ведь еще полвека назад самым популярным был не он, а сорт Гро-Мишель. Однако судьба его сложилась трагически, и в 1950-х Гро-Мишель был практически выкошен теми же грибками Fusarium.
Такая картина из мира бананов вовсе не уникальна. Современная сельскохозяйственная практика часто связана с массовым производством монокультур, подходящих по коммерческим соображениям, но эта монотонность и распространенность делает их громадную популяцию особенно подверженной различным высокоспециализированным болезням. Бананы – лишь один из примеров таких последствий.
Точное название напасти - "Панамская болезнь банана четвертой волны" (Panama disease Tropical Race 4). Грибковый штамм Fusarium oxysporum, поразивший пальмы сорта Кавендиш, отличается от того, что когда-то погубил Гро-Мишель: за это время микроб мутировал и сумел приспособиться к преодолению его защитных систем. Споры его легко разносятся человеком – на подошвах ботинок, колесах тракторов, с транспортными контейнерами.
Листья зараженного растения желтеют и коричневеют, теряют влагу и гибнут, лишая растение живой кроны; развивается гниление. Способов вылечить пальму от Fusarium не существует, а распространяется болезнь стремительно. И хотя на обширных банановых предприятиях Западной Африки и обеих Америк его пока не наблюдалось, эксперты сходятся в том, что это - вопрос лишь времени.
Биологи активно ведут поиски средств противодействия напасти, но с большой степенью вероятности можно сказать, что нас ждет скорый банановый кризис. Пока - рано или поздно - на смену Кавендишу не придет новый банановый король.