Гаджеты будут работать на перепадах влажности воздуха

Гаджеты будут работать на перепадах влажности воздуха

Амереканские ученые создали искусственные мышцы, для энергии которых нужна влажность воздуха.

Американские ученые создали искусственные мышцы, источником энергии для которых стали перепады в абсолютной влажности воздуха. Вырабатываемого новыми приборами электричества достаточно для подъема небольших грузов, а также для запуска игрушечной машинки. О новом, практически бесплатном источнике энергии, сообщает lenta.ru со ссылкой на  журнал Nature Communications.

Биофизик Озгюр Шахин (Özgür Şahin) из Колумбийского университета взял на вооружение известное биологическое явление: впитывая влагу из воздуха и выделяя ее, споры бактерий меняются в размере. Шахин взял споры почвенных микроорганизмов Bacillus subtilis, которые при перемещении из сухой во влажную среду (и обратно) раздуваются и съеживаются на 6 процентов от своего объема соответственно. Споры ученый выложил тонким слоем на поверхности согнутых полимерных листов.

Реакция бактерий на перепады влажности разглаживала и сгибала полимеры. При связывании нескольких листов получившиеся "искусственные мышцы" смогли удлиняться на 400 процентов - когда относительная влажность воздуха вырастала с 30 до 80 процентов. Чем толще слой бактерий, чем медленнее мускулы реагируют на перепады влажности - поэтому Шахин ограничил толщину слоя спор тремя микрометрами.

Испытания показали, что скорость реакции у мышц составляет три секунды, выдерживают устройства больше миллиона циклов сжатия и расширения, и способны поднимать грузы в 50 раз тяжелее собственного веса. Ученые составили конструкцию, в которой капля воды размером с марку позволяла мускулу вырабатывать энергию для светодиодной лампочки. В другом эксперименте разница во влажности между открытой и прикрытой колпаком половинами колеса заставила последнее вертеться. Энергию этого колеса ученые приспособили для запуска стограммовой игрушечной машинки.

Хотя до экономически значимых результатов новой технологии пока далеко, у нее большое будущее, отмечают другие исследователи: градиенты влажности встречаются повсюду, и "собирать" с них электричество также можно повсеместно.