Редчайшая система: "суперпланета" вращается вокруг "суперспутника"

Редчайшая система: "суперпланета" вращается вокруг "суперспутника"

Недалеко от Солнца ученые обнаружили два субзвездных объекта, вокруг одного из которых вращается нечто среднее между планетой и спутником.

Сами коричневые карлики можно назвать "переходным звеном" между крупными планетами и полноценными звездами. Обладая огромной массой, они, все же, недостаточно тяжелы, чтобы в недрах их начались нужные для свечения термоядерные реакции на основе водорода. Это "сверхпланеты" - или "недозвезды". И пару таких объектов обнаружила недавно международная группа астрономов в 1600 световых годах от Земли.

Вокруг одного из карликов вращается еще одно тело, небольшая планета, всего 70% земной массы, примерно как у Венеры. Орбита его совсем невелика - радиус ее около 50 млн км, что сравнимо с радиусом орбиты Меркурия, когда он подходит к Солнцу максимально близко. Полный оборот планета совершает за полтора земных года.

В самом деле, отношение масс коричневого карлика и его планеты близко к отношению масс нашего Солнца и Урана, или Юпитера и Каллисто, второго по величине из его спутников. Все это, по мнению ученых, указывает на общность процессов формирования звезд, планет и спутников - и на то, что одни и те же законы работают на разных масштабах.

По словам авторов, "переходная система OGLE-2013-BLG-0723LB/Bb, состоящая из планеты венерианской массы и коричневого карлика, может рассматриваться либо как уменьшенная версия системы из планеты и двойной звезды, либо как увеличенная версия системы из спутника, планеты и звезды".