Обнаружен прежде неизвестный вид муравьев

В отличие от всех прочих своих собратьев, эти имели настоящие боевые "рожки".

Найденный в Юго-Восточной Азии на территории современной Мьянмы образец ученые датировали возрастом около 99 млн лет. По данным авторов, статья которых опубликована в журнале Cell, это первый из известных муравьев, имеющий "рог" на голове. Судя по наличию крошечных чувствительных волосков на нижней поверхности, это было мощное боевое орудие. В самом деле, такие же волоски имеются на челюстях некоторых других муравьев – они позволяют им быстро и сильно сомкнуться на жертве.

Уникальный "рог" указывает и на то, что этот вид стоял особняком в семействе Formicidae и мог эволюционно разойтись с остальными за сотни миллионов лет до того, как один из таких муравьев оказался заперт в янтаре. Наличие такого сложного и необычного органа может говорить о его особой, узкой, пищевой специализации. Судя по анатомии рога и челюстей, которые поднимаются высоко надо "лбом", как лезвия острых и опасных кос, эти муравьи были опасными хищниками и могли питаться крупными насекомыми.

В меловом периоде муравьи как раз начали диверсифицировать в различные группы, так что в целом обычно имели довольно широкую пищевую специализацию и схожую форму тела. Одни из них начали превращаться в тех высокосоциализированных насекомых, которых мы знаем сегодня. Другие оставались хищниками-одиночками. Видимо, таким был и этот "рогатый" муравей, отнесенный учеными к ныне вымершему подсемейству Haidomyrmecini, – одним из первых настоящих хищников-специалистов.