В поисках мамонта: ученые выяснили, чем именно питался древний человек

04:49 Ср, 9 Август 2017 Телеграф naked-science.ru Фото: naked-science.ru

Новости науки: Расспросить людей, живших десятки тысяч лет назад, об их рационе нельзя, но можно изучить изотопный состав их костей и сравнить с составом вероятной еды.

Ученые Университета Тюбингена изучили диету наиболее древних представителей современного человечества, костные останки которых были найдены на крымской стоянке Буран-Кая. Напомним, что древние сапиенсы пришли в Европу, видимо, около 40–45 тыс. лет назад. Вышеупомянутая стоянка претендует на звание одного из самых древних мест достоверного обнаружения их останков.

Работа опубликована в журнале Nature.

Как выглядел первый хищник на Земле
Как выглядел первый хищник на ЗемлеЧитать полностью

Разумеется, даже если у предков были поваренные книги, до нас они не дошли. Зато современная технология позволяет определить содержание различных изотопов азота и углерода в их костях. Нельзя сказать, что такие исследования совсем не проводились ранее, но сравнение изотопного состава человека с потенциальными жертвами его охоты обычно не было их целью.

Команда ученых из Тюбингена измерила и сравнила содержание стабильных изотопов углерода и азота в костях ранних людей и живших там же сайгаков, лошадей и оленей. Разумеется, не были забыты и мамонты. Кроме того, ученые анализировали содержание азота-15 в отдельных аминокислотах. Полные результаты их изысканий можно увидеть в статье, опубликованной в Nature, а мы ограничимся самым главным.

Археологи в Израиле сделали грандиозное открытие
Археологи в Израиле сделали грандиозное открытиеЧитать полностью

«Наши результаты показывают очень высокую долю изотопа азота 15N у ранних людей современного типа. Однако, вопреки нашим предыдущим предположениям, это произошло не в результате потребления рыбы, а главным образом благодаря мясу мамонтов», — констатирует профессор Эрве Бокеренс (Hervé Bocherens).

Исследователи вообще практически не обнаружили следов потребления рыбы, этот результат тоже оказался крайне неожиданным. Мы писали недавно о современных взглядах на рацион и прочие пристрастия древних людей, но тогда данных последних исследований еще не было.

Надо сказать, что версия о систематической охоте наших предков на мамонтов (и, возможно, даже истребления оных сапиенсами) была очень популярна в литературе XX века.

Стала известна причина самого катастрофического вымирания животных
Стала известна причина самого катастрофического вымирания животныхЧитать полностью

В последние годы она отошла на задний план в силу как очевидных соображений технического характера — мамонт большой и охотиться на него должно быть сложно, — так и расширения наших познаний об изменениях климата и ландшафта. Любимая среда обитания мамонта — холодная, но плодородная тундростепь — исчезла практически синхронно с приходом Homo sapiens, но явно не в результате его деятельности.

Сейчас невозможно сказать, какова доля местных факторов в полученных результатах. В наши дни центральная часть Крыма является не самым лучшим местом для рыбалки, но мы с трудом представляем себе условия, которые существовали там 50 тысяч лет назад. Если все правильно, то древние люди оказываются прямыми пищевыми конкурентами неандертальцев.