Китай стал лидером в исследовании Луны

Автор

В ближайшее время КНР подтвердит возможность возвращать грузы с Луны.

В начале августа «Главкосмос», «дочка» госкорпорации «Роскосмос», отвечающая за внешнеэкономическую деятельность, анонсировала подписание осенью этого года программы сотрудничества с Китаем в области создания ракетно-космической техники.

Одним из наиболее заметных пунктов этой программы станет совместная работа по исследованию Луны.

Вполне возможно, что, обогнав Россию по количеству запусков (в 2016 году — 22 запуска против 17) и по количеству спутников (на 2016 год — 192 у Китая против 135 у России), Поднебесная в условиях, когда США выбрали в качестве приоритета Марс, сможет стать лидером в изучении Луны.

Неравное партнерство

Сотрудничество с Россией и Европейским космическим агентством особенно важно для КНР в условиях запрета на официальные связи с НАСА. Одним из предметов интереса для Пекина являются советские технологии (которые все еще остаются передовыми и актуальными), связанные в первую очередь с ракетным двигателестроением.

Учитывая историю взаимоотношений стран в области военно-технического сотрудничества и в целом технологическую стратегию КНР, китайцы вряд ли будут настолько честными и надежными покупателями российских двигателей, как США. Для них больший интерес представляет копирование и адаптация технологий, для чего используется не только back engineering, но и обычный шпионаж.

Для России же, возможности которой в области импорта технологий сильно ограничены санкциями, Китай может стать источником «новых» технологий в области электронно-компонентной базы и покупателем небольших партий изделий отечественной промышленности для финансирования бесконечных модернизаций советских космических разработок.

Результаты, цели и средства

В области исследования космоса на счету России в XXI веке — неудавшаяся уже на начальном этапе миссия «Фобос-Грунт», регулярный перенос сроков создания нового модуля МКС «Наука» и постоянная чехарда с постановкой стратегических задач и обещаниями реализации проектов, заведомо нереалистичных для отрасли в ее нынешнем состоянии. Все это на фоне снижения доходов от коммерческих запусков и череды аварий ракет-носителей. Единственный проект, который выбивается на общем фоне и является поводом для гордости, — космический радиотелескоп «Спектр-Р», исправно собирающий бесценную научную информацию уже более шести лет.

На счету Китая в XXI веке — начатая практически с нуля успешная пилотируемая программа, которая позволила КНР отработать технологии создания собственной космической станции на орбите Земли. Не менее уверенно Китай движется в направлении Луны темпами, которые были свойственны СССР и США в 60-е и 70-е годы прошлого века.

С 2007 года Китай запустил к спутнику Земли три успешные миссии, одна из которых, «Чанъэ-3», доставила на поверхность Луны первый китайский луноход. Сейчас в высокой степени готовности находятся еще два проекта — аппарат «Чанъэ-4», который доставит на спутник Земли еще один луноход, и «Чанъэ-5», миссия которого начнется осенью этого года. Этот аппарат доставит на Землю образцы лунного грунта и подтвердит возможность КНР возвращать грузы с Луны.

Любопытно при этом соотношение расходов двух стран. По оценке экспертов, КНР в 2013 году потратила всего на 1 миллиард долларов в год (6 против 5) больше, чем Россия.

Лунные планы

Следующим большим этапом китайского «Великого похода» (так называется тяжелая китайская ракета «Чанчжэн-5», самая мощная из существующих на данный момент в мире) на Луну станет пилотируемая миссия. Об этих планах впервые было публично объявлено в 2016 году. Летом этого года официальный представитель китайского космического агентства уже сообщил, что в стране начаты приготовления к пилотируемой миссии на Луну.

Впрочем, есть у КНР и сложности. Старт к Луне может быть отложен из-за отсутствия большой ракеты, подобной американской «Сатурн-5». Полезная нагрузка может выводиться в космос поэтапно при помощи существующей ракеты «Чанчжэн-5». Но она пока не доработана, о чем свидетельствует авария при ее запуске в начале июля этого года. Сейчас ведется изучение причин аварии, от его результатов будет зависеть старт миссии «Чанъэ-5», который может быть перенесен.

«Виртуальные» 7 лет отставания

СССР успешно исследовал спутник Земли, но сегодня, несмотря на этот опыт, все технологии и аппараты нужно создавать заново. Фактически российская лунная программа предполагает поэтапную отработку всех ключевых этапов операции — выведение, посадка, отработка связи, возвращение. Китай находится на последнем этапе этой «программы минимум». Россия, если не помешает сокращение финансирования, сможет отправить свой первый аппарат к Луне для отработки посадки в 2019 году (Китай справился с этой задачей еще в 2013-м), а «Луна-Грунт», аналог которого Китай планирует запустить в ноябре этого года, отправится, согласно планам, только в 2024 году. Таким образом, на данный момент можно оценить отставание России от Китая в освоении Луны как минимум в 6−7 лет, но, учитывая соотношение темпов развития космических программ двух стран, разрыв будет увеличиваться.

При этом Россия не имеет в своей современной истории ни одной успешной межпланетной миссии автоматического аппарата, потому эти 7 лет «виртуальны» и отражают лишь планы Роскосмоса, которые у нас принято менять в угоду более насущным проблемам. Получается, что лунную базу, которую россиянам в 2014 году обещал вице-премьер Рогозин, если кто-то и будет строить, то китайцы. Планы такие у них есть.