Ученые получили доказательства наличия воды на планетах системы TRAPPIST-1

03:54 Сб, 9 Сентябрь 2017 Телеграф dailytechinfo.org Фото: dailytechinfo.org

Новости науки: В прошлом году астрономическое сообщество было взволновано сообщением об открытии звездной системы TRAPPIST-1, расположенной буквально под боком нашей Солнечной системы.

В системе TRAPPIST-1, удаленной от нас на 40 световых лет, содержится семь планет, вращающихся вокруг ультрахолодной карликовой звезды. При этом, три из семи планет системы находятся в благоприятной для жизни зоне системы, и, естественно, предметом повышенного интереса со стороны ученых является наличие воды на этих планетах.

Какие были главные достижения Украины в космической сфере за годы независимости
Какие были главные достижения Украины в космической сфере за годы независимостиЧитать полностью

Новые наблюдения, проведенные при помощи космического телескопа Hubble Space Telescope, позволили найти ответ на этот вопрос, и, что является самым интересным, вода в жидком виде, которая является основой всех известных нам форм жизни, может существовать на поверхности не трех, а пяти планет системы TRAPPIST-1.

Для изучения системы TRAPPIST-1 группа астрономов, возглавляемая Винсентом Бурье из обсерватории Observatoire de l'Universite de Geneve, Женева, Швейцария, использовала инструмент Imaging Spectrograph космического телескопа Hubble, который способен выявить даже слабые следы водяных паров в атмосферах далеких планет. Процесс поисков следов водяных паров производился за счет эффекта расщепления молекул воды на кислород и водород под воздействием низкоэнергетического ультрафиолетового света от центральной звезды системы.

Проекты космической программы СССР, которые так и не были реализованы
Проекты космической программы СССР, которые так и не были реализованы Читать полностью

А более высокоэнергетическое ультрафиолетовое излучение от звезды нагревает верхние слои атмосфер планет, что позволяет легким ионам водорода и кислорода "убегать" в космическое пространство.

Спектрограф телескопа Hubble может измерить количество ионов водорода, "сбегающих" в космос из атмосферы планеты. Эти данные, совмещенные с данными об интенсивности ультрафиолетового света от центральной звезды, позволяют вычислить количество воды, которую планета потеряла за всю историю ее существования.

Состав системы TRAPPIST-1

Данные, полученные при помощи телескопа Hubble, указали на весьма необычный факт. Две планеты, TRAPPIST-1b и TRAPPIST-1c, на которых, по мнению ученых, никогда не могло быть воды из-за их близости к звезде, за прошедшие восемь миллиардов лет растеряли в космосе воду, в количестве, в 20 раз превышающем количество воды во всех морях и океанах Земли.

Какие открытия науки стали главными в 2017 году
Какие открытия науки стали главными в 2017 годуЧитать полностью

И эти данные идут вразрез с теориями, уже выдвинутыми учеными касательно формирования и дальнейшего развития системы TRAPPIST-1. Однако, внешним планетам системы, включая и трем, располагающимся в благоприятной зоне, повезло немного больше. Эти планеты в общей сумме растеряли воду, в количестве, всего в 3 раза превышающем количество земной воды, и на некоторых из них могут сохраниться достаточно существенные ее запасы.

Наблюдения за системой TRAPPIST-1, проведенные при помощи телескопа Hubble, дали ученым множество "пищи для размышлений". Тем не менее, результаты наблюдений нельзя считать достоверными на все сто процентов из-за непродолжительности этих наблюдений.

Жестокие опыты Харлоу: как возникает любовь с научной точки зрения
Жестокие опыты Харлоу: как возникает любовь с научной точки зренияЧитать полностью

Более достоверная и точная информация может быть получена после запуска нового космического телескопа James Webb Space Telescope (JWST), который запланирован на следующий год. Система TRAPPIST-1 является одной из первоочередных и приоритетных целей для телескопа JWST, возможностей которого должно хватить для поисков следов жизни в атмосферах планет системы TRAPPIST-1.