Ученые объяснили гравитационную аномалию в Индийском океане

Планета Земля
17:53 Чт, 19 Октябрь 2017 Телеграф
Фото:zn.ua

Новости науки: Минимальный уровень гравитации ощущается в океане возле Шри-Ланки.

Ученые нашли объяснение гравитационной аномалии в Индийском океане, которая наблюдается возле Шри-Ланки. О своих выводах исследователи сообщили в журнале Geophysical Research Letters.

На снимках из космоса Земля выглядит почти идеально круглой. На деле планета полна неровностей, горных хребтов и глубоких впадин, покрыта где толстыми континентальными тектоническими плитами, а где – намного более тонкими океаническими.

Все это создает неравномерность распределения массы в литосфере Земли, и если бы она была покрыта водой, не вращалась, если б в океане не было ни течений, ни волн, то толщина водного слоя в разных областях была бы различной, причем максимальная разница между самыми высокими и низкими участками приближалась бы к 200 метрам. Этот условный "уровень моря" образует форму геоида, который дает более точное представление о форме планеты, нежели идеальная сфера, видимая с околоземной орбиты.

В Египте нашли статую жены фараона

Одной из самых заметных деталей при этом окажется Понижение геоида в Индийском океане, с его глубочайшей точкой на уровне –106 метров, расположенной к югу от Шри-Ланки. Объяснение дефицита массы, который создает эту аномалию, остается одной из самых интересных проблем современной геофизики.

Теперь же ученые смоделировали конвективные потоки земной мантии – мощных течений, в ходе которых более горячий и легкий материал поднимается к поверхности, а плотный и холодный опускается вниз. Аномалию IOGL при этом удалось связать с избытком менее плотного и легкого вещества.

Этот избыток связан с тем, что Индия, довольно быстро удаляясь от Африки, направляет часть мантийных потоков от этой обширнейшей провинции на восток. Они доходят как раз до центра аномалии в Индийском океане.

Ранее международная группа геологов выяснила, что твердое металлическое ядро внутри Земли образовалось 1-1,5 млрд лет назад. Также ученые смогли определить скорость роста земного ядра: за год его радиус увеличивается примерно на 1 мм.

Новости: Пограничники усилили меры безопасности в районе АТО