Ученые сделали важное заявление о левитирующем песке на Марсе

Ученые сделали важное заявление о левитирующем песке на Марсе

Кипящая вода на Марсе может заставить левитировать планетарный песок.

Песок на Марсе может плавать в воздухе. Теплые температуры во время марсианского лета в сочетании с тонкой атмосферой и отложениями льда могут привести к тому, что песок начнет левитировать и вырезать глубокие овраги.

[news_post id='3710602' name='' img='' align='left']

Летом поверхность Марса может становиться довольно мягкой, достигая температуры до 20 ° C. Этого тепла достаточно, чтобы растопить некоторые из ледяных отложений, которые покрывают планету. Но поскольку у Марса всего одна сотая от атмосферного давления Земли, эта жидкость не задержится надолго на поверхности, прежде чем закипит.

Ян Раак из Открытого Университета Великобритании и его коллеги обнаружили, что полученный водяной пар может высаживать осадок в воздух и перемещать его по земле.

«Мы наблюдали в наших экспериментах, как мокрые песочные гранулы будто «плавают», - рассказал Раак. Он также заявил, что это было вызвано испаряющейся водой, которая создала подушку под песчаными частицами, превращая их в крошечные корабли на воздушной подушке.

[news_post id='3639024' name='' img='' align='right']

Исследователи обнаружили это явление в лаборатории, создав условия, подобные Марсу. Они имитировали овраги Марса, исходя из предположения, что оползни, которые появляются на Красной планете, могут быть вызваны течением воды по марсианским склонам.

Ученые подвергли образцы почвы относительно низким давлениям и температурам, которые характеризуют атмосферу Марса. Когда они добавили жидкую воду, она испарилась почти сразу.

Специфические "карманы" водяного пара вызывали эффект левитации, где песок пузырился, как будто парящий на воздухе. Эффект длился всего несколько секунд на Земле, но расчеты (с учетом более слабой марсианской гравитации) показывают, что он может сохраняться на минуту, в зависимости от количества воды. Когда песок парит, он может вырезать глубокие овраги, которые мы видим на снимках поверхности планеты.

[news_post id='3697604' name='' img='' align='left']

"Если пыль и левитирует на Марсе, то это происходит только в нескольких изолированных районах", сообщил Брюс Якоски из Университета Колорадо в Боулдере.

"Главное, сколько существует этих мест, которые могут иметь достаточное количество воды, чтобы увидеть эти эффекты», - заявил Якоски. "В то время как овраги и соленые течения, называемые повторяющимися линиями склонов, кажутся мокрыми, есть вероятность, что они могут фактически быть сухими оползнями".

К сожалению, нам будет трудно искать плавучую пыль на Красной планете. Оборудование, используещеся сейчас над Марсом, не имеет достаточно высокого разрешения, чтобы разглядеть такую мелкую деталь поверхности, а марсоходы не допускаются в места, где может быть вода, из-за опасности загрязнения.

Так что пока этот трюк левитации можно увидеть только в лаборатории.