Ученые выявили связь успешности мальчиков в учебе с количеством девочек в школе

Исследование с участием 281 095 школьников показало: ученики лучше справляются с тестами по чтению в тех школах, где большинство учеников — девочки.

Ученые из Нидерландов проанализировали результаты тестирования 281 095 школьников из 33 стран мира. Исследователи пришли к выводу: в школах, где большинство учеников — девочки, дети легче концентрировались на учебе и получали более высокие оценки по чтению. В первую очередь этот эффект влиял на успехи мальчиков.

Исследование опубликовано в журнале School Effectiveness and School Improvement.

[news_post id='3435796' name='' img='' align='left']

Материалом для работы стали данные об участниках теста международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA). Он проводится каждые три года, в 2015 году в нем участвовали 72 страны. Тест проходят пятнадцатилетние школьники. В тест PISA входят задачи по математике, вопросы из области естественных наук и проверка способностей к чтению: грамотности и восприятия текстов. По итогам теста создается рейтинг стран-лидеров в каждом из трех направлений.

Исследователи использовали данные о проверке по чтению 2009 года. В тест вошли несколько текстов в разных жанрах, например отрывок из романа «Сто лет одиночества» и газетная инфографика о высотных зданиях. Школьники читали тексты и отвечали на несколько вопросов о содержании.

[news_post id='3635027' name='' img='' align='right']

Ученые пришли к выводу: в школах, где девочки составляли более 60% учеников, участники теста получали более высокие баллы. Особенно сильно этот эффект сказывался на результатах мальчиков. Также на успехи школьников повлияло количество родителей и учителей с высшим образованием — но эти показатели влияли на успехи учеников обоих полов одинаково.

Авторы работы выделяют несколько причин такого эффекта. Известно, что девочки хорошо справляются с задачами, требующими высокой концентрации. Кроме того, многие исследования показывают, что девочки чаще считают чтение своим хобби и больше читают в свободное время. По мнению ученых, численный перевес в сторону девочек может отражаться на атмосфере в классе, помогая читать больше. 

Ранее ученые установили, что в 70% регионов мира девочки показывают более высокие результаты в средней школе, чем мальчики.