Новости науки

X

В Эстонии обнаружен самый древний в мире глаз животного

06:40 Вс, 10 Декабрь 2017 Телеграф
Фото: Naked Science

Новости науки: Найденный на севере Эстонии глаз трилобита возрастом около 530 миллионов лет по структуре почти не отличается от глаз современных пчел и стрекоз.

Европейские ученые заявили, что глаз окаменевшего трилобита, найденного на севере Эстонии, может оказаться древнейшим из известных сегодня.

Археологические находки, от которых стынет кровь
Археологические находки, от которых стынет кровь Читать полностью

Возраст находки составляет около 530 миллионов лет. На окаменелости хорошо различима структура сложного фасеточного глаза, сегодня такими глазами обладают насекомые и ракообразные.

Трилобиты — вымершие морские членистоногие, широко распространенные в эпоху палеозоя. Наиболее ранние останки находят в слоях, относящихся к периоду нижнего кембрия. Тело трилобита окружал твердый экзоскелет. Эти твердые панцири легко сохраняются в виде окаменелостей, поэтому сегодня известно более 10 000 видов трилобитов.

Археологи обнаружили в Гималаях огромное каменное войско
Археологи обнаружили в Гималаях огромное каменное войскоЧитать полностью

Окаменевшие останки обладателя древнейшего глаза нашли неподалеку от поселка Савиранна на берегу Финского залива. Трилобит принадлежал к виду Schmidtiellus reetae. Этот вид относится к отряду Redlichiida, одному из самых примитивных отрядов трилобитов. У окаменелости сохранились около сотни омматидиев — структурных единиц, из которых состоит фасеточный глаз. У современных насекомых омматидии плотно «упакованы» в глазу, у Schmidtiellus reetae они расположены более свободно.

По словам ученых, глаз древнего животного устроен несколько проще, чем у современных пчел и стрекоз, и зрение трилобита было не таким острым. Но по структуре глаз Schmidtiellus reetae очень схож с фасеточными глазами современных животных. Омматидий трилобита, как и у них, содержит наружную линзу-хрусталик и прилегающий к ней вытянутый конус. Под наружной линзой находятся зрительные клетки, объединенные вокруг рабдома — зрительной трубочки, состоящей из микроскопических ворсинок.

В джунглях Перу обнаружен город инков, предположительно легендарный Пайтити
В джунглях Перу обнаружен город инков, предположительно легендарный ПайтитиЧитать полностью

Исследователи отметили, что линзы глаза трилобита практически плоские, а не изогнутые, как у современных животных, поэтому свет они преломляли гораздо хуже. Хотя зрение трилобита было слабым, ученые считают, что оно все же позволяло ему избегать препятствий и уходить от хищников.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ранее ученые описали древнейший в мире гриб, он получил название Gondwanagaricites magnificus.

Новости: Порошенко ввел санкции против шести российских политических партий